ГЛАВНАЯ РАСПИСАНИЕ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НАШИ УЧЕНИКИ ОТЗЫВЫ УЧЕНИКОВ НАШ КИНОЗАЛ ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯМ КОНТАКТЫ И ДОСТАВКА

Выступление в Общественной палате РФ

Руководитель лаборатории инновационных дидактических технологий Национального института им. Екатерины Великой,
кандидат философских наук Виноградов Сергей Николаевич


• Виноградов Сергей Николаевич

Школьному образованию инновационный подход

Проблемы современной школы – благоприобретенные "родимые пятна". Их главная причина в противоестественности системы образования. Что это означает?
В естественных условиях знания передаются устными текстами. Они проходят отбор, шлифовку до оптимальных параметров, с большим удовольствием воспринимается учениками и передаются без потерь. Классические первые учебные тексты называются народными сказками. Их отбирали интуитивно бабушки по результатам усвоения информации внуками. В середине прошлого века филологи и психолингвисты объяснили, что сказки полностью соответствуют закономерностям создания и восприятия текста, размерам элементов, последовательности построения, частоте повторения и другим параметрам.




С появлением школ распалась связь между автором текста, исполнителем и потребителем, тексты получили письменное выражение. Тексты стали рождаться не в школе, а на кафедре вуза. Один учебник порой пишут несколько авторов, естественный отбор текстов заменили конкурсы между учебниками хороших людей и очень хороших. Появились многоместные скамьи, журналы оценок, системы наказания и другие атрибуты института обучения. И начались всем известные школьные болезни.
Некоторым школам, учителям удавалось привиться от тяжелых болезней. Они выстояли в жестком противостоянии с чиновниками. Выстоял и учебник-сказка. Выжил потому, что автор начинал как репетитор-студент еще со времен крепостного права. Сказка прошла вековой естественный, а не конкурсный отбор. Называю счастливчиков: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, А.П. Киселев (автор учебников математики).
Это признанные лидеры и авторитеты. Их уроки (тексты большого объема) подтвердили выводы науки о том, что нельзя нарушать известные закономерности передачи текста. Педагоги-новаторы внесли бесценный вклад в школьное обучение.




Одним из направлений в работе нашего института является развитие инновационных дидактических проектов, которые имеют достаточную теоретическую основу и дают эффективные результаты.
Лаборатория Шаталова в Донецке финансировалась АПН СССР, книги педагога изданы в 17 странах, Донецк был педагогической Меккой. Но после распада СССР лаборатория прекратила существование. В 2000 году работу Шаталова поддержали Фонд единства православных народов (В. Алексеев) и Фонд «Вольное дело» (О.Дерипаска), Указом Президента России (2007 г.) В.Ф. Шаталов награжден орденом Дружбы и был представлен к Государственной премии (2011 г).
Деятельность группы последователей Виктора Федоровича поддержана Национальным институтом им. Екатерины Великой.
В лаборатория инновационных дидактических технологий ведется обучение детей по воскресеньям и в каникулярное время с первого по десятые классы. Интенсивные занятия позволяют за короткое время вывести даже отсталых детей на поступление в престижные вузы.




Сроки обучения годовому курсу многими воспринимаются как фантастические – 7 дней. За 7 дней (по 4 часа) удается осваивать и два года школьной программы без потери качества. Курс истории России за 6,7,8 и 9-й классы средние ученики тоже воспринимают за 7 дней. Секретов нет, занятия транслируются для родителей.
Изданы все книги Виктора Шаталова, снято множество фильмов с записью его уроков, уроков Шалвы Амонашвили и Софьи Лысенковой. Учителя, родители, дети осваивают школьную программу и по видеозаписям, но "живое обучение" значительно эффективнее.
Можно сделать <предварительные итоги работы лаборатории Шаталова в Донецке и Москве. Система показала практически возможность завершить среднее образование уже в 9-м классе, без какого-либо искусственного отбора учащихся, при двух выходных днях (четверг и воскресенье) и 30-ти учебных часах в неделю. Это на фоне того, что зарубежная «педагогическая мысль» бьется над тем, как бы довести продолжительность обучения до 13 лет, а наша - до 12 лет.
Мировая дидактика, психолингвистика, а, следовательно, и составители учебных компьютерных программ, пока лишь копируют Шаталова и далеки от достижения его результатов.
В лаборатории сформировался коллектив педагогов, которые освоили шаталовскую методику и успешно применили ее: Легасов В.Г., Шаламова О.А., Давыдов В.П., Данилович Р.М., Менделеева Е.А., Бердоносов С.С. и др.




Результаты не заставили себя ждать. Выпускники «Школы Шаталова» (так мы назвали лабораторию) выигрывают школьные олимпиады, все поступают в вузы. Светлана Сатыева набрала 100 баллов на ЕГЭ «история» (юрфак МГУ, бюджет). Елена Твердохлебова заняла 1 место на Олимпиаде в «Физтехе» (100 баллов «физика», бюджет). Анастасия Любимова выиграла Олимпиаду по истории в ГУ ВШЭ, зачислена досрочно. По видеозаписям уроков учатся в Европе и Америке. В 2014 году Юля Подорина получила 100 баллов по двум предметам.
Методика работает «без брака» – за двадцать лет эксперимента все без исключения поступали в вузы, 12 питомцев Шаталова стали докторами наук, 67 – кандидатами наук, 64 - мастерами спорта. И это в условиях, когда на эксперимент отдавали учеников заведомо отстающих. На первом году обучения трудно определить в какое место ребенка поцеловал Всевышний. Далеко не всегда восьмилетний «троечник» находит в себе силы выйти из разряда отстающих. А таких детей не менее трети. Их нельзя терять. Вот еще один резерв специалистов в условиях ухудшающейся демографической ситуации.
Методика не требует материальных затрат на оборудование в виде интерактивных досок и всеобщей компьютеризации. Пока обходится тряпкой и мелом.
Методика не требует дополнительных затрат на переподготовку кадров, даже сокращает в два раза сроки плановой учебы преподавателей в институтах повышения квалификации. Одним словом, экономия бюджета от использования инновационной методики вполне соизмерима с расчетами между Украиной и Россией по газу.
Методика, конечно, нуждается в поддержке. Пока она держится на энтузиастах.
Новая система обучения, неизбежно придет в практику школ, но хочется, чтобы это произошло раньше.
Мы взяли на себя ответственность по сохранению, поддержке инновационной методики в применении к школьному курсу. Вспомнили опыт использования методики Шаталова в программе высшей школы в советский период (Челябинское ВВАУШ, Ейское ВВАУЛ, Оренбургское ВВАУЛ). Сегодня многие университетские преподаватели взяли на вооружение отдельные элементы методики Шаталова.
8 лет назад отстающий школяр и дипломант международных конкурсов игры на флейте Осипов Юра после нескольких недель обучения на курсах Шаталова вышел в отличники. Далее Юра получил юридическое образование в Москве и Лондоне, начал работу в страховых компаниях Москвы и женился. Брат жены оказался двоечником по математике (принято говорить гуманитарием). Пришлось вспомнить учебу у Шаталова и на кухне подготовить к экзамену брата жены. Теперь Юрий Осипов успешно учит детей английкому языку, геометрии, физике, истории и обществознанию. В этом году Юрий Юрьевич поступил в аспирантуру педагогического института под руководство Ш. Амонашвили, одновременно его пригласил в аспирантуру Лондонский университет.




Похожая судьба у многих учеников школы Шаталова. Методика – великая сила. Кстати, первыми перевели книги педагога-новатора в Китае. В Донецк за опытом приезжали целыми делегациями китайские учителя. Говорят, их экономика с тех пор достигла некоторых успехов.
Видимо, новая методика обучения будет вводиться «сверху», как картофель и арабские (индийские) цифры. ЦК КПСС в свое время поддержал эксперимент педагога-новатора, Президент СССР присвоил ему звание «Народный учитель СССР», Президент России наградил орденом «Дружбы». До школы новой методике остался шаг.

© Школа Шаталова-2016
Телефон: (495) 772-47-34
Руководитель проекта:
Виноградов Сергей Николаевич
Заместитель руководителя проекта:
Давыдов Виктор Павлович
Программист проекта:
Шустов Александр Анатольевич