Статьи о школе Шаталова: .Интервью Основателя и Директора Школы Шаталова В.Ф., кандидата философских наук Виноградова С.Н..ПОСЛЕДНИЙ ОСКОЛОК СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ....Первородный грех школы и пришел ли спаситель?.Учитель и карьера учеников.Аксиома таланта.Кому нужны уроки Шаталова.National teacher of the USSR Victor Shatalov.Интервью Шаталова В.Ф..Учим сами.Из пункта А в пункт Ша... (продолжение).Из пункта А в пункт Ша....Творить-всегда удивлять.What is Neither Mentioned nor Taught in School.Педагогический поэт.Говорят ученики Шаталова.Учителю Шаталову В.Ф..О чем не говорят, чему не учат в школе....Уроки Шаталова. Журнал "Педагогика", №8 октябрь 2006 г..Мои дети заканчивают школу не в 11-м, а в 9-м классе.В школьные годы дети способны освоить азы всех наук.На столбе – объявление. От гения.Мои ученики помнят все.Парабола Шаталова.В начальных было слово. Учить детей мыслить вслух — лучший способ застраховать их от неудач.Как показать ученику невидимое?.Виноградов С.Н., Слепушкин В.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА : Статьи .
СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ШКОЛЕ ШАТАЛОВА
В данном разделе Вы можете ознакомиться со статьями о нашей школе в периодической печати и интернете.
Для ознакомления с полным текстом статьи - нажмите на название статьи. Полный текст статьи будет открыт ниже.
Статьи и публикации о школе Шаталова
Виноградов С.Н., Слепушкин В.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА
«Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь». А.С. Пушкин. Актуальность проблемы
Качество образование и извечные вопросы - чему и как учить детей - актуальны с момента открытия первых школ в Древнем Египте. Содержание и методика обучения соответствовали социальному заказу и типам общества (аграрному, индустриальному, постиндустриальному) на всех стадиях развития человеческой цивилизации. В древние века образование имело элитарный, семейный, языческий и профессионально ориентированный характер. В средние века оно было клерикальным и элементарным, и только во второй половине ХХ веке образование становится обязательным и всеобщим. Во все времена глубокое и всестороннее образование было необходимым условием развития человечества, но оно не стало массовым и доступным по разным причинам. «Прогресс нашей страны не может быть более быстрым, чем прогресс нашего образования», — так обозначил эту важнейшую взаимосвязь и проблему периода становления постиндустриального общества американский президент Джон Фицджеральд Кеннеди в 1963 году, признавая победу СССР в «космической гонке» и преимущества советской системы образования. В результате очередной, четвёртой технологической революции (индустрия 4.0) человечество из постиндустриальной стадии развития, вступило в новую стадию развития - «информационное общество». 27 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозгласила 17 мая Международным днём информационного общества. Информация в нём является наиболее ценным ресурсом, а её доступность стала одной из важнейших свобод современного общества. В ХХI веке гигантскими темпами растёт число занятых производством, хранением, переработкой и реализацией информации и её высшей формы — знаний. Но информация — это только инструмент знания, знанием де-факто она не является. Избыток информации и её доступность не гарантирует получения нового знания. Новое знание рождается в результате отбора, систематизации и глубокого анализа информации, что требует специалистов с образованием нового качества и высокой квалификации. Поэтому в информационном обществе главное — это «научиться учиться», а новые цифровые технологии должны способствовать постоянному обновлению личной и профессиональной компетенции. Современному человеку приходится постоянно совершенствоваться, несколько раз получать дополнительное образование, менять профиль деятельности, профессию и свою жизненную траекторию. Образование становится основой формирования, функционирования и развития общества знания. В нём имеют наивысшую значимость такие личностные качества как: быстрая обучаемость, гибкое и рациональное мышление, способность к критическому анализу постоянно растущего потока информации и объективному восприятию действительности, социальная мобильность. Компьютерные информационные технологии сегодня определяют дальнейший вектор развития системы образования, ускоряют создание и распространение знаний, способствуют развитию новых форм обучения (дистанционного, смешанного и т. п). Индустрия 4.0, призванная развивать цифровую экономику, автоматизацию производства и сферы услуг, несёт в себе радикальные изменения рынка труда. По прогнозу организаторов Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе, к концу 2020 года, в общей сложности, мировой рынок труда потеряет около семи миллионов рабочих мест, две трети из которых — это административные и офисные должности. В выигрыше окажутся, главным образом, IT-специалисты. Благодаря развитию искусственного интеллекта и робототехники, в мире появятся два миллиона новых вакансий. А за 20 последующих лет 47% рабочих мест мировой экономики будут автоматизированы. Четвёртая промышленная революция, как и все предыдущие, резко повышает уровень мировой напряжённости. Предположительно, наряду с накопившимися экономическими и геополитическими противоречиями, это явилось одной из главных причин социально-экономического кризиса 2008 года. Он принципиально отличается от всех предшествующих, так как носит системный, глобальный, цивилизационный характер. Этот кризис охватил и все сферы общества, и правящие элиты развитых стран. Современная экономическая наука не смогли этот кризис ни предсказать, ни предупредить. По прошествии 12 лет после начала этого кризиса, мы ещё не способны полностью оценить его последствия, разобраться в причинах, объяснить природу, обозначить пути выхода. Объясняется это вероятно тем, что гуманитарные науки находятся в состоянии системного кризиса и пока безнадёжно отстают от достижений фундаментальной науки и научно-технического прогресса. Система образования и культура соответствуют заказу общества массового потребления, в котором всестороннее умственное и духовное развития человека главной целью не является. По мнению профессора К.К. Колина, «Начатые в 90-х годах минувшего века во многих странах мероприятия по модернизации образования оказались неэффективными и не дали результатов, необходимых для обеспечения глобальной безопасности. Развитие технологий по-прежнему значительно опережает их гуманитарное осмысление, а потребительские тенденции в обществе доминируют» . Следующая стадия развития общества диктует принципиально новую экономику знаний, в которой конкурентоспособность страны определяется не богатством природными ресурсами, а качеством человеческого капитала, который начинает формироваться в школах и университетах. Страна, имеющая высококвалифицированные кадры в науке, ИТ-индустрии, робототехнике может получить шанс преодолеть сразу несколько ступеней эволюции и способна создавать прорывные инновационные технологии будущего. Только высокообразованная молодёжь может позволить России в ближайшем десятилетии всё-таки избавиться от «сырьевого проклятия», гарантировать экономическую и национальную безопасность, занять лидирующие позиции в мире.
Чему и как учат в России сегодня?
Существуют разные суждения о состоянии российской системы образования. Можно прислушаться к мнению декана экономического факультета МГУ А.А. Аузана: «В начальной школе наши дети отличаются умом и сообразительностью и, по международным рейтингам, входят в первую пятерку. В средней школе мы оказываемся сразу на 26–32-м месте. С высшей школой сложнее. Наши команды, конечно, побеждают на олимпиадах, но по уровню образования в целом мы стоим ниже лидирующих стран мира, иногда дотягиваясь лишь до Испании и Южной Кореи. Эта ситуация означает, что реализовать свой потенциал мы не можем и, более того, – растрачиваем. В советское время говорили, что образование – это борьба системы с природной одаренностью человека. Так вот, наша система образования выиграла эту борьбу, одолела. Я считаю, что мы имеем дело с модельным, системным кризисом ». Самым наглядным итогом этого кризиса является провал школьной реформы. Главная причина его в том, что без научной теории, подтверждённой экспериментами, положительный результат невозможен в принципе. Необходимо подчеркнуть, что за время существования науки педагогики, прорывных законов дидактики (подобных закону Ома, теореме Пифагора, уравнений Бернулли) не сформулировано и не доказано. Отсутствие широко известных современных систем обучения, подтверждённых многолетней практикой, является следствием теоретического застоя в научно-педагогической среде. Ключевая проблема в методике современной школы заключается в хроническом игнорировании педагогикой фундаментальных законов передачи и восприятия информации при построения устного текста урока и письменного в учебнике, в неверном выборе способов правильного перевода текста в индивидуальный код ученика. Школа лишилась естественного отбора учебных текстов. В прошлом, авторы учебников разрабатывали тексты, стоя у доски, оттачивая каждое слово, предложение, схему, проверяя их эффективность на своих учениках десятилетиями. По учебникам математики Андрея Петровича Киселёва свыше 60 лет учились в советской школе. В информационном веке «невидимая рука» рынка расставила другие правила и приоритеты, превратила эту нишу в огромный высокодоходный бизнес, который контролирует олигополия из 3-4 крупных издательств во главе с «Просвещением». Министерство образования регулярно вносит поправки в ФГОС и Федеральный перечень учебников. По каким критериям отбираются и апробируются учебники и их авторы, знают только высокие чиновники. Но любой печатник знает: чем толще книга, тем больше заплатит заказчик. Школьник с трудом воспринимает не только длинные письменные, но и монологические устные тексты. Они, как правило, нарушают естественные параметры речи и затрудняют понимание. Их превышение приводит к перегрузке слухового и зрительного аппарата (анализатора) учащихся, многочисленным разрывам целостности усвоения учебного материала. Эти сбои по своему механизму напоминают «зависание» компьютера при одновременной работе предельного количества открытых программ и приложений. Знание не усваивается потому, что не удается воспринять, объединить, удержать на некоторое время речевые элементы и дать им новую ассоциацию (имя, код). При экспериментальных замерах обнаруживаются провалы как в восприятии текста (превышена мера), так и в его понимании (не хватает времени на включение новых знаний в уже имеющиеся). В результате этого знания к ученику переходят противоестественно, конфликтно, фрагментарно, с искажениями смысловой иерархии и причинно-следственных связей. Верный признак неполного понимания выражается в неспособности школьником стройно и логично пересказать текст своими словами. Так образуются пробелы, сначала в знании одной темы занятий, а затем в следующей, связанной по смыслу с предыдущей. И, в итоге, - в целом курсе предмета. Одновременно уменьшается время на усвоение, растёт только отчётность учителей за следование учебным планам и объёму заданий. Учителя в «гонке преследования», зачастую, забывают золотое правило педагогики: «Повторенье – мать ученья», но на повторенье остается все меньше времени. Поэтому появляется её «мачеха» – зубрёжка. Ситуация усугубилась университетским, лекционным методом изложения учебного материала, проникшим даже в начальную школу: «… нынче в школе первый класс вроде института». А менеджер у доски вопросы слушателей старается переносить на конец занятия и отвечает по остаточному принципу, так как вопросы мешают развивать многоуровневое изложение. «Пусть сами разбираются, завтра будет другая тема». Отсутствие постоянной обратной связи с учениками на уроке, построенном в виде монолога, приводит к непониманию темы большинством класса. Венчает начатое порочная практика огромных и несоразмерных домашних заданий, которые самостоятельно выполнить, не усвоив материал без помощи всей семьи, невозможно. При таком стиле обучения не всегда спасают и группы продленного дня. Многочасовые занятия за столом (в школе и дома) приводят к перманентной усталости, сколиозу, близорукости, слабому общему физическому и психическому здоровью. Поэтому сформировался многомиллиардный рынок репетиторства. В итоге, самостоятельные и контрольные работы школьник выполняет неуверенно и нестабильно. Работа над ошибками, проведённая формально, в спешке, без повторения и закрепления, загоняет проблему ещё глубже. Поэтому и процветают извечные пороки школы - подсказки и списывание. Учителя, точно руководствуясь инструкциями и регламентами, часто и безжалостно ставят двойки за свои же недоработки, несправедливо занижают оценки. Родители, не всегда разбираясь в причинах, строго взыскивают за низкую успеваемость. У детей, при постоянном давлении с двух сторон, появляется страх перед ответом на уроке, пропадает уверенность в собственных силах, возникает обида, переходящая либо в безразличие, либо, ещё хуже, - в агрессию. Так пришли в нашу школу стресс, многочисленные конфликты, перерастающие в тяжелые детские трагедии и жертвы: суицид на почве неуспеваемости, насилие и даже стрельба. Школьные психологи объяснят возросший уровень напряженности перегрузкой и психической неустойчивостью, порекомендуют психотерапию, перевод в коррекционный класс, другую школу или в экстернат.
Шаг вперёд, два шага назад
О достоинствах и недостатках ЕГЭ уже написано и сказано много, скорее всего, он сохранится в обозримые годы. Очевидным преимуществом Единого экзамена являются одновременное его проведение и задания, одинаковые для всех выпускников. Он даёт возможность способным выпускникам из малых городов и сёл поступить на бюджетные места в лучшие ВУЗы страны, снижает субъективный фактор со стороны экзаменатора, практически исключает коррупцию при поступлении. Подать документы теперь можно в 5 вузов одновременно. Экзамен не нужно сдавать каждый год, если ученик решил отложить обучение — результаты действительны в течение четырёх лет. С точки зрения социальной справедливости и удобства, - это шаг вперёд. Отрицательные стороны ЕГЭ больше характеризуют его с точки зрения качества, как два шага назад. Выпускник в 10-11 классе занимается только теми предметами, которые ему необходимы для поступления. Поэтому о всестороннем, глубоком, мировоззренческом, цивилизационном образовании, отвечающем вызовам и заказу информационного общества, можно забыть и ещё долго не вспоминать. Школьный конвейер работает шумно, количество медалистов (почему-то, в некоторых регионах) резко увеличилось. Федеральный институт педагогических измерений разработал всеобщий стандарт знаний. Теперь есть ориентир – если ответил правильно на вопрос, сколько человек тащили репку – 5, 6, 7 или 8, получишь 1 балл. Если перечислишь всех участников процесса извлечения этого корнеплода – 2 балла, а если знаешь, в какой очередности тащили репу дреговичи, в отличие от вятичей, – получишь 3 балла. Не страшно, что тесты подготовлены в 10 вариантах. Избыток знаний еще никому не мешал. Мы ведь не часто применяем теорему Виета в жизни, а космонавты не едят лягушек, изучив курс выживания при нештатной посадке. Лишь бы не часто меняли вопросы, иначе учитель не будет успевать за новизной, тем более, в контрольно‑измерительных материалах встречаются некорректно составленные задания и варианты ответов. К тому же, неплохо было бы показать хоть одного специалиста ФИПИ, который сможет обучить класс под требуемый стандарт. Это помогло бы ставить выполнимые задачи учителю и корректировать содержание учебного материала с учётом школьного времени. (Совершенно естественно, что новую авиатехнику сначала осваивают испытатели, а потом передают навыки и инструкции строевым летчикам). Тестовая часть снижает способность к построению рассуждений и приведению доказательств, масштабно, логично, стройно излагать свои мысли, заставляют оперировать заготовками ответов и расхожими штампами, подавляет творческий потенциал школьников. Конечный результат при таком подходе чаще достигаются банальным «натаскиванием» на решение заданий и не требуют педагогических новаций от учителей. В некоторых губерниях завышаются баллы ЕГЭ, что свидетельствует о «местничестве» и региональных провалах в системе образования. Ведущие столичные вузы (МГУ, МГИМО, ВШЭ) мгновенно отреагировали на новое качество подготовки выпускников и выстроили «сицилианскую защиту» в виде собственного ДВИ (дополнительного внутреннего испытания) в письменной форме, которое требует более глубокого и разностороннего знания профильного предмета. Они быстро сориентировались и выиграли эту партию, превратили платную подготовку к ДВИ и ЕГЭ (монетизировали) в статью своего дохода. В целом, с введением ОГЭ и ЕГЭ общая учебная нагрузка на детей увеличилась, а конфликты, переживания и стрессы - усилились (одни обыски на экзаменах чего стоят), качество обучения снизилось. Общими стараниями чиновников от образования и менеджеров-директоров, воспитание в школах давно отошло на задний план, школа сегодня предоставляет только образовательные услуги. «Очень уважаемые мною коллеги в 1990-е годы предложили модель, которая исходит из того, что образование – такая же сфера рыночной деятельности, как и многие другие. Предполагается, что образование – это услуги, предоставляемые конкурирующими субъектами. Есть регулятор, есть потребитель, есть спрос, есть предложение – исходя из этого построена та модель, которая сейчас демонстрирует свой ошеломляющий результат. Потому что образование – не услуга (при всем уважении к парикмахерским). Или в крайнем случае – инвестиционная услуга. Продуктом образования является не деятельность людей в отношении определенного объекта, а результат. Результат образования, с моей точки зрения, – это успешное будущее выпускника. Человек, у которого после выпуска складывается жизнь, карьера и так далее. Успешный выпускник – и не по баллам, а успешный в жизни. Говоря экономическим языком, «человеческий капитал» .» Воспитание и обучение неразрывно связаны между собой. Обучение передаёт новые знания, воспитание приучает и подсказывает, где, каким образом и как правильно их использовать в реальной жизни. Культура межличностного общения, отношений со старшими, равными и младшими прививается только в здоровом школьном морально-психологическом климате. Его сегодня не назовёшь благополучным и тёплым. От педагогической некомпетентности учителей, грубости, хамства, несправедливых оценок, у наших детей теряется интерес к познанию, опускаются руки, исчезает блеск в глазах, возникают комплексы неполноценности, которые негативно влияют на формирования цельной личности. Об этой важнейшей функции и главной цели образования забывать близоруко и безответственно. Несколько лет назад, в 4-5 классах появился факультатив «Основы религиозных культур и светской этики». Он включает в себя основы православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур, основы мировых религий и основы светской этики, и поэтому неслучайно вызвавший бурные дискуссии. Религиоведение - сложный и деликатный предмет, который для полного и глубокого понимания даже взрослым человеком, требует преподавателей высочайшей квалификации, образованности и толерантности. Откуда они придут? Чему научат детей наспех подготовленные учителя? А содержание и качество учебников? Разделение детей на секции по конфессиональному признаку шаг явно рискованный. На наш взгляд, такие нововведения сомнительны, противоречат принципу научности обучения и могут нанести непоправимый ущерб ещё не окрепшим детским умам. Тем более, что у нас, по старой доброй традиции, всё, что начинается факультативно, заканчивается добровольно-принудительно. Разумнее, логичнее и эффективнее рассматривать аспекты мировых религий в рамках школьного курса истории и обществознания. В школе информационного общества ХХI века и светского государства (по Конституции), подобные новации спорны и, уж точно, не первостепенны. Приоритеты явно должны быть другими. Поэтому модельный кризис образования очевиден.
Кто виноват?
Если все так плохо в школе, то откуда берутся победы на школьных олимпиадах? Попробуем ответить. Во-первых, их не много. Во-вторых, рождает «быстрых разумом Невтонов» не школьное ведомство. В-третьих, «Ньютоны», сами или с помощью толковых родителей (репетиторов), интуитивно включают «механизм понимания» и следуют законам усвоения знаний. Другого пути не бывает! В-четвертых, в школе, вопреки всем реформам, еще не перевелись талантливые праведники-учителя. Они, как правило, широко используют эти законы и на основе своего обширного личного опыта и профессиональной интуиции создали собственные авторские методики. Тем не менее, наша школа больна, симптомы очевидны. Виновных находят, и меры принимаются. Но причина болезни, или основное звено, за которое надо взяться, чтобы вытащить всю цепь, руководством страны еще не воспринимается на необходимом уровне. Заметим, что речь идет о болезнях школы, как социального института, а не учителей, многие из которых обладают сильной «иммунной системой». Проблемы школы не всегда связаны даже с высокими способностями означенных участников процесса обучения. За умные речи Гераклита прозвали Темным. Лекции Гегеля и некоторых Нобелевских лауреатов восхищали далеко не всех учеников. Нередко, из числа учеников никому неизвестного педагога вырастают светила, а иные дети самостоятельно выходят на высокую орбиту знаний. Но, к счастью, есть подвижники-учителя, которые учат вопреки современным теоретическим пустышкам. Сегодня наиболее известны имена Ш.А. Амонашвили, Ю.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.И. Жохова, В.Ф. Шаталова. Часто упоминаются вполне достойные системы Домана и Монтессори. Далеко не всем знакомы имена теоретиков обучения Л. Выготского , В. Проппа, Дж. Миллера. Их исследования во многом объясняют дидактический эффект передовых технологий и открывают перспективу для научного поиска. Педагогический поиск Виктора Федоровича Шаталова даже обгоняет теорию. Так бывает в науке. Шаталов подробно описал свой опыт, но хочется заглянуть в головы учеников и обнаружить неуловимые официальными теоретиками «умственные действия». Рассмотрим процесс становления учебных приёмов, естественные механизмы понимания и как они включены в систему Шаталова. Передача потомству знаний – важнейшее условие выживания любого вида. Малыша учат в игре, затем — в реальной ситуации. Этот процесс никогда не был простым. Всегда требовались уменье, терпенье, настойчивость, помощь, поощрение и наказание непослушных детишек. Обучение в животном мире великолепно описано учеными-натуралистами. Показ, собственный пример можно считать «отцом дидактики». Повторенье – «мать ученья». Это естественные факторы обучения. Дитя видит, подражает, повторяет и совершенствует навыки.
Дошкольное обучение
Известно, что древнейший носитель устного учебного текста – это сказка. Древнейшие учителя – старшие члены семьи. Нет бабушки, мама расскажет, нет дедушки – мама, отец, сестра, брат – они всегда рядом. Поэтому к 6-7-ми годам ребенок уже готов включаться в посильную работу. К 10-11 годам (как отмечают известные педагоги) интеллект ребенка приближается к уровню взрослого, а знания и опыт набираются с годами. Отметим характерные черты дошкольного обучения: - Учебные тексты хорошо отработаны и передаются через поколения. – Сказки прошли эволюционный отбор. По мере частоты их потребления, текст обретал оптимальные параметры (в соответствии с законами Проппа–Миллера–Ципфа–Юла и др.). – Народные тексты отличает краткость, легкость понимания, интерес, высокая повторяемость, на порядок замедляющие забывание (правила Эббингауза). – Рукой подать до гуманизма. Тексты – удобны, учителя – родственники. В такую школу дети тянулись и требовали рассказать им еще сказочку. – Жизнь определяла предметы и размер уроков (среди пауз, по ходу дела, в игре или перед сном). – Отсутствовали оценки – у бабушек могут быть только лучшие дети. Впрочем, одна оценка до нас дошла: вот и сказке конец, а кто слушал – «молодец». Лишение сказки – это наказание! – Отсутствовали в обучении длинные скамьи, списывания, сколиоз, дневники, домашние задания. Как следствие, учебные устные тексты передавались через поколения без потерь. Подведем черту. В дошкольном обучении всегда были готовы лучшие тексты и добросовестные учителя. При этом, взаимозаменяемость сказочников абсолютная. Выделим важный тезис. Родное дошкольное обучение Аринами Родионовнами строится естественным путем. В этом его сила (и слабость для будущей школы). Сказка описывает большинство житейских ситуаций и указывает направление поведения, даёт ориентиры для освоения смысла будущих текстов. Однако, не стоит идеализировать изначальную учебу. Были и тяжелые проблемы: высокая смертность, голод, отсутствие письменности, и т.п. Школа не могла быть другой, но тексты достигли совершенства, в силу своего долгого эволюционного развития. Размерность и содержание текстов регламентировались законами естественного понимания, эстетики, морали, и др., что интуитивно ощущали создатели и пользователи сказочных текстов. И самое главное, им никто не мешал. «Слабость» эволюционного развития текстов-сказок, т.е. его неторопливость, «исправил» индустриальный век. Бабушки и родители, по-прежнему, старались хорошо учить, и грехопадение школы состоялось не по их вине и не в семье. Это произошло незаметно. Новый век пришел со знаниями на папирусе, глине, бересте, бумаге, доске, экране и других носителях. Сказочных знаний стало не хватать. При бурных темпах «открытий чудных, которые готовил просвещенья дух», теории, учения, инструкции, регламенты бегут далеко впереди бабушек. Спрос вызвал предложение. Появился специальный институт обучения – школа. Что при этом изменилось? 1. Гуманизма в обучении поубавилось. В классе далеко не родственная среда. 2. Рабочим местом становиться общая скамья, со всеми вытекающими для здоровья последствиями. 3. Учитель, как менеджер, стал раздавать штрафы, премии, делить школьников на умных, средних и слабых. 4. Ученики стали мстить, обманывать, списывать, терять дневники, убегать с уроков и, наконец, гордиться двойками и бить «ботаников». 5. Уже не все члены семьи в состоянии оказать помощь ученикам дома. 6. «Мать учения» постепенно изгоняют из школы! Многократное повторение становиться признаком тупости. Но древняя поговорка, взятая из первобытных времен, висит как украшение «Миру – мир». 7. Многие школьники вынуждены зубрить, т.к. времени для понимания все меньше, а текстов - все больше. Возможность улучшать устные тексты (уроки) уменьшилась, а возможность улучшать письменные тексты (учебники) стала величиной исчезающей. Учебные тексты и всё обучение стали приобретать противоестественные черты. «Матери обучения» в традиционном обществе тогда помогала обратная связь между автором текста, ретранслятором и потребителем. Вспомним, что сказочный текст участники процесса обучения шлифовали вместе. Порукой тому вся психолингвистика — от Проппа до Зализняка и даже психиатра Домана. Возьмем пример. Автор сказки «Про репку» скажет нам, что в оригинальном тексте репу тянули мама, папа, братья, сестры (семьи были большими), и будет прав. Но во всех сказках мира, независимо от авторских претензий, количество элементов осталось неизменным – семь. Лишнее для восприятия всегда убирали. Так удобнее и детям, и бабушкам, поскольку объем одномоментного восприятия природа нам пока не увеличила (хотя тенденция наметилась). Сегодня произносить «ДээНКа» удобнее, чем «дезоксирибонуклеиновые кислоты», а цифровая формула удобнее словесного выражения. Конечно, добросовестный учитель и репетитор будут рассказывать сказку по-человечески. Перед ними дети, а не смерды. Но теперь любой «шаг в сторону» может обернуться инфарктом – инспектор не дремлет. В условиях чиновничьего давления появился метод «опережающего обучения» Софьи Лысенковой. Зная о трудностях будущих тем, на которых программой не полагалось учебных часов, она тайком выкраивала для них время на текущих уроках, т.е. подсказывала прогноз элементы для перекодирования в сложных местах. Так поступали многие педагоги, на ощупь открывая закономерности построения учебного текста. Текст должен быть прогнозируемым, коль скоро складывается из букв, слов, предложений, разделов. Невозможно собирать пазлы без картинки. Особенно, когда речь идет о новом, неведомом материале. Отмечали эту закономерность ещё Я. Коменский и И. Кант . Л.С. Выготский также предупреждал не забывать, о том, что целостная мысль учителя разворачивается по частям. Из звуков и слов еще надо извлечь смысл и отправить из оперативной памяти в долговременную. Текст способен переходить в мысль (эксперименты Миллера стали классикой) при условии: а) если он не превышает размера одномоментного восприятия, б) если переводится в индивидуальный смысловой код, в) если достаточно время для перекодирования, г) страховкой первого и второго является самостоятельный прогноз текста (откуда его взять школяру?). Первое дается природой, а второе — зависит от дошкольной базы образов, трудолюбия и времени. Даже при хорошей базе и усидчивости, у ребенка все меньше времени для эффективного перевода текста в смысл. Индивидуальный код вырабатывается много медленнее, чем льются слова из уст учителя или со страниц учебника. Отсюда и возникает ситуация, когда «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Ребенок в этом не виноват. Задача учителя не расширять «горлышко» поступления информации и, тем более, не увеличивать скорость подачи информации, а вкладывая систематически только семь монет в голову ученика, бесконечно увеличивать их достоинство, превращая медь в золото.
Педагогическая система В.Ф. Шаталова
Научный подход позволяет определить следующие главные достоинства учителя: • умение строить урок и весь курс в соответствии с естественными механизмами переработки текстовой информации. • необходимо комплектовать оптимальные порции информации, • давать, по возможности, схематичный прогноз материала и • регулярно возвращаться (это взаимодополняемые механизмы обработки текста), • переводить текст из бумаги и мела в индивидуальный смысловой код • через сравнения, «опорные конспекты» т.п. (ищи и твори), • помогать ученикам сохранять и наращивать смысловые конструкции. Если делать это эффективно, что приходит с опытом, то и воспитывать легче. Но это другая история. Подвижники-учителя сопротивляются объёмным учебникам. Однако не всем из них хватает сил реализовать свои находки за пределами класса и школы. Пожалуй, больше других известны имена Шалвы Амонашвили и Софьи Лысенковой. Ещё меньше учителей, способных создать методическую систему почти по всем предметам, как это сделал В. Ф. Шаталов в отдельно взятой школе. Методическая система В.Ф. Шаталова опирается на естественные законы усвоения знаний. Отметим главные из них. Первое. Знания должны расти систематизированно, целостно. По утверждению И. Канта, контур целого должен предшествовать частям. Этот вывод справедлив не только для обучения. В самом широком плане, целостный, всесторонний охват ситуации необходим человеку для адекватной реакции на воздействие среды. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, в силу ограниченности знаний, опыта, времени, то мозг всегда вынужден «достраивать» неизвестное для принятия решения. Как это делает, скажем, криминалист, выдвигая версии. Функцию прогнозирования в научном познании выполняет гипотеза. Чтобы быстро собрать картинку из разрозненных частей (букв, фонем, слов, мыслей), необходимо увидеть или спрогнозировать конечный результат. Так собирают кубики малыши, так составляют пазлы взрослые, и так рождают свои гипотезы ученые. Это всеобщий закон. Как эмбрион, возникший в результате механического соединения клеток, развивается потом самостоятельно и проходит в своём развитии известные превращения, так и знания растут от схемы до творческого самостоятельного поиска, всегда сохраняя свою целостность. Противоречие части и целого при восприятии текста объективно, его нельзя исключить, но можно снизить связанные с ним потери. Полезен опыт профессиональных «понимателей» – редакторов издательств, т.е. чтецов-профессионалов. Инженерные психологи отмечают, что редакторы вначале стараются постигнуть общий смысл текста и только потом анализируют его по логическим, художественным или научным критериям. Первоначальное представление о содержании особенно важно для учебных текстов, так как их адресат — ученик. Учителю необходимы посредники (помощники-подсказки) для удобного усвоения и повторения текста. Краткое, общее изложение материала педагогом поможет обучаемому быстрее увидеть место «кирпичиков» знания в системе и укладывать их осмысленно. Предварительная подача краткого содержания занятия будет сухой абстракцией, но она – необходимая предпосылка целостного усвоения знаний. Поэтому «скелетный» курс геометрии Шаталов дает за 30–40 минут . Не беда, что первоначальное представление схематично. Зато дальнейшее усвоение идет семимильными шагами. Второе. Наращивание информации идет постепенно: «посадил дед репку» или «вот дом, который построил Джек». Дальнейший текст хорошо известен. От простого — к более сложному. Это — классика дидактики. Третье. Порции знаний имеют размер, выраженный так называемым «миллеровым числом» (7 ± 2) . Данное положение нуждается в комментарии. Дело в том, что слова, предложения, параграфы, разделы и более высокие смысловые блоки информации всегда находятся в пределах объема одномоментного восприятия или оперативной памяти. Иначе информация не усваивается, потому что не удается объединить, удержать на некоторое время речевые элементы и дать им новую ассоциацию (имя, код). Цепь превращений текста или чувственного прообраза в знания — не тротуар Невского проспекта. Об этом предупреждал великий русский ученый И.М. Сеченов. Его последователь И.П. Павлов установил, что знания – это временная нервная связь действий, впечатлений, букв, слов, мыслей или их ассоциация. Этот физиологический механизм понимания был отмечен Нобелевской премией. Временная нервная связь закрепляется повторением, а забывается — по закону Эббингауза. Речевая практика доводит текстовые элементы до оптимальных размеров. По закону Ципфа, «метрополитен» превращается в «метро», а по правилу Флэша, превышение средней длины слов в предложении компенсируется уменьшением количества слов в предложении. Затруднения в восприятии текста становятся заметными, когда собеседник переходит от разговорной речи к письменной. Говоря «по бумажке», невольно задействуют предельный объем одномоментного восприятия и увеличивают скорость подачи информации. Кроме того, на уроке восприятие текста затрудняется и новизной информации, даже если учитель не читает конспект. Для перекодирования речи требуется больше времени. Ведь ученик вынужден «изобретать» новые ассоциации, так как в «буквальной» форме знания не усваиваются. Дословное запоминание называется «зубрежкой» — занятие скучное и бесперспективное. Надо сказать, что дошкольное, сказочное обучение эти проблемы давно решило. Известный советский исследователь сказки В.Я. Пропп (задолго до Дж. Миллера) установил, что количество смысловых элементов в сказках – величина постоянная. Дело не в ограниченной фантазии бабушек, а в возможностях усвоения внуков. Вот почему в сказке про репку никогда не будет мамы, папы, сестер и братьев (удобны только 7 элементов). Не будет и справки о посевах репы в общинах владельческих и черносошных крестьян после отмены Юрьева дня. Это избыточная информация. Усвоению её мало помогут розги и подзатыльники – просто необходимо другое предложение, другая сказка, другой урок. В классических текстах смысловые уровни заметны по рубрикации. Они выношены автором и, следовательно, больше соответствуют естественным, удобным порциям информации. Оперативная память или одномоментного (симультанного) восприятие – это площадка, на которой формируются данные для понимания и принятия решения. Она не безразмерна. Возможно, впервые это заметил Герман Эббингауз в конце XIX века, изучая закономерности кратковременной памяти. Её объём оказался близок к 7 элементам. Через полвека выяснилось, что размер кратковременной памяти совпадает с одномоментным восприятием (объемом внимания) и существенно влияет на понимание. До пределов памяти человека наука еще не добралась, а порции текстовой информации, формы её подачи, время на усвоение и другие параметры поддаются измерению, экспериментальной оценке. Это жизненно необходимо в работе авиадиспетчеров, когда от скорости понимания речи зависит безопасность полетов. Но там исследования заканчиваются на уровне предложений, диалога. К сожалению, эффективность учебных текстов ещё не исследуется. Она определяется «на глазок». Поэтому учитель вынужден пользоваться «сырым», избыточным текстом учебников, рассчитанным не столько на ученика, сколько на вышестоящую инстанцию. Четвертое. Систематическое инспектирование знаний. Как хороший прораб, В. Шаталов проверяет и оценивает усвоение каждой темы. Первая оценка ставится за нарисованный дома опорный сигнал, вторая – за «контрольное» воспроизведение его в классе, третья – за устный ответ. Пятое. О том, что повторенье – мать ученья, знают все. Но в школе чаще объясняют один раз – и отправляют к репетитору. А Шаталов объясняет материал до тех пор, пока не поймет последний ученик. В его системе репетиторы не значатся. Как показывают эксперименты, при многократном повторении мозг находит варианты для индивидуального перекодирования. Не надо только путать повторение с бездумным натаскиванием. Систематическое проговаривание на лекциях своих идей, как отмечал Нобелевский лауреат Ричард Фейнман, помогло ему лучше сформулировать собственную теорию. Один из самых цитируемых психологов Г. Эббингауз проводил эксперименты на основе «бессмысленных» текстов, чтобы разобраться с закономерностями «чистой» памяти. На их основе он вывел правила, помогающие усилить память. С ними знакомы специалисты. Их реализовал и Шаталов. Заключаются они в следующем: – Интересное запоминается легче. – Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания. – Помогает запомнить установка на запоминание. – Информация, участвующая в деятельности, запоминается лучше. – Новые знания лучше увязывать с уже известными. – «Эффект края» нам передал Юлиан Семенов - как «эффект Штирлица» – лучше запоминается начало и конец информации. Это правило является косвенным подтверждением наличия механизма понимания, для которого особенно важен прогноз в начале порции информации и код в конце - для упаковки информации. Повторять часто и проверять знания быстро позволяют «опорные сигналы». Шестое. Практика показала, что схема может быть представлена в виде очерка, введения, определения, афоризма, сравнения, метафоры. Допустим, приступив к изучению какого-либо труда, мы читаем введение, оглавление, чтобы понять замысел автора, затем пробегаем глазами текст. Это и будет контур, позволяющий лучше воспринимать смысл текста при внимательном чтении. Такую же функцию может выполнять графическое изображение взаимосвязи основных смысловых единиц сообщения. Сотни лет древние математики вели счет словами, была масса промежуточных форм выражения чисел, прежде чем люди пришли к арабским цифрам. Арабская запись и новые методы счёта значительно облегчили работу одномоментного восприятия. Шаталов называет их опорными конспектами и сигналами. В конспекте преобладает текстовая информация, в сигнале – зрительный образ. Граница между ними определяется степенью сжатия текста. Зная уровень подготовки учеников, учитель в состоянии найти такую степень сокращения текста, чтобы обучаемый смог самостоятельно «достроить» опущенные элементы. Эта работа облегчается и наличием развернутого текста лекции или учебника. Процесс создания опорного конспекта начинается со смыслового сжатия текста. Выделяются основные тезисы, верхний смысловой уровень текста. К приемам лексического свертывания относится использование аббревиатур, метафор, сравнений и т.п. Посредством рассмотренных приемов можно получить достаточно сжатую вербальную модель текста. Следующий этап сокращения предполагает использование графических средств. На этом этапе происходит превращение вербальной схемы в графическую, когда сохранение смысловых связей обеспечивается условными обозначениями, символами, пространственной субординацией, величиной, цветом элементов. «Опорные сигналы», «опорные конспекты» – это выношенный годами краткий учебный текст в ассоциативной, наглядной упаковке. Эффективность «опорного конспекта» тем выше, чем больше мыслей он включает и чем меньше символов при этом задействовано. Перегрузка одномоментного восприятия вредит делу. Многое зависит от возраста учеников, времени работы с текстом и др. Одним словом, опорные конспекты хороши только в умелых руках. Всем известно: чтобы усваивались большие порции информации, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ухо не глупее глаза. Причина состоит в большей тренированности глаза. Анатомически правая рука не отличается от левой, но одной рукой люди пользуются чаще. Глаз – это «правая рука» мозга. Вот почему запас ассоциаций зрительного анализатора несколько больше. При этом, восприятие может работать с большим объемом однопорядковых элементов, не испытывая значительной перегрузки. Напряжение шахматиста при игре «вслепую» несоизмеримо с игрой за доской. Да и математикам проще считать на бумаге, а малышам — на пальцах. Можно утверждать, что эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно-пропорциональна количеству блоков-символов, их выражающих. При этом числитель не должен превышать «миллерова числа» 7±2. Иначе, повышается утомляемость, время усвоения, падает внимание, интерес. При самостоятельной работе с текстами и погружении в проблему, рамки одномоментного восприятия могут значительно расширяться. Сравнительный коэффициент эффективности схемы, претендующей на «изображение» абстрактных объектов, можно выразить формулой:
где Т – количество тезисов-идей, а Б – количество блоков-символов, которые их выражают. Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. В учебном процессе наиболее распространенные схемы имеют коэффициент, равный «1». Семь блоков – семь идей. Такой расчет можно назвать объективным критерием. Количество взаимосвязанных групп знаков в опорных сигналах не превышает восьми (5–8), количество же буквенных знаков бывает довольно значительным. (Джордж Миллер только заявил небольшой статьей об открытии «магического числа», и её еще не перевели на русский язык.) Опорные сигналы являются моделью текста. Процесс разворачивания изложения на уроках В.Ф. Шаталова предполагает постепенное углубление и конкретизацию материала на основе первоначального краткого охвата проблемы в целом. Причём в тех случаях, когда педагог считает, что теоретический материал учебника целесообразней рассмотреть на одном занятии, он объединяет значительно разнесенные программой темы, показывает их органическую взаимосвязь, обеспечивая тем самым высокое качество понимания. Опорный конспект позволяет учителю быстро изложить учебный материал на уроке. Ученики ничего не пишут, только слушают, так как продуктивно делать два дела одновременно невозможно. Использование этих внешне простых положений, да еще на одноместных партах, как в Царскосельском лицее, творит чудеса. Шпаргалки, подсказки, прогулы и прочие «родимые пятна» традиционного обучения теряют смысл. Зачем халтурить, если честная работа быстрее, эффективнее и приносит удовлетворение. Учение становится таким же приятным, как бабушкины сказки. Период адаптации к новой методике занимает один–два месяца. У самого Шаталова это получалось и быстрее. Не забудем учесть, что даже самый короткий и хорошо иллюстрированный учебник – это только 10 % учебного текста, его письменная, завершающая часть. А 90 % учебной работы отводится на устное объяснение и повторение в классе. Ведь, и сказка про репку – это не только картинка с семью элементами, а процесс постепенного устного наращивания информации, проговаривания.
Чему и как учит В.Ф. Шаталов?
В.Ф. Шаталову, как учителю, потребовались годы, чтобы поднять детей и школу. Началось с того, что он «отжал» воду из учебников. Сопроводил их «опорными сигналами», т.е. схемами, кодирующими смысловые узлы урока. В них всегда было 6-8 основных элементов. Педагог в разы увеличил количество повторений. Компактный и наглядный материал позволил это сделать. Сократилось время выполнения домашних заданий и их проверки. Успеваемость медленно поползла вверх, а списывания, подсказки, прогулы – эти «лёгкие болезни» (как известно, они обостряются перед контрольными работами) и многие другие «родимые пятна» образовательного процесса стали чудесным образом исчезать. Во-первых, самому выполнить домашнюю работу оказалось быстрее, чем списать. Во-вторых, в ведомости на стене при любой погоде зияют пустые клетки пропущенных тем. В-третьих, всегда можно не только закрыть «хвост», но и повысить оценку. В ведомость чернилами ставились только пятерки, четверка выводилась карандашом, а пустая графа означала остальные оценки. Исправить можно в любое время – учитель всегда объяснит вновь и примет ответ. Это не снижало стоимости пятерок, зато сохраняло достоинство ученика. Так выравнивался «начальный капитал» дошкольной подготовки, снималось «клеймо троечника» . В других оценках просто отпала надобность, постепенно ушли и дневники. Кому и на кого жаловаться? Сейчас бы подобные меры назвали гуманизмом, а тогда – серьезным отступлением от методических норм и волюнтаризмом. У детей повысились интерес к учебе, взаимопомощь, уверенность в себе. Любой с гордостью (я могу!) объяснит пропущенный материал соседу. Увеличилось количество решаемых дома задач, поскольку их выполнение не требуется и даже не оценивается. За «ботаниками» потянулись остальные, а учитель, знай, ставит крестики на длиннющей витрине и радуется. А потом и это перестал делать – сами поставят . Доверие окрыляет, а хороший пример заразителен. Чем не методический шедевр? Вместе с родителями Шаталов распилил парты. Даёшь учёбу как в царскосельском лицее! По периметру класса развесили доски. Ведь опросить «у доски» надо всех, и каждый знает, что за спину не спрячешься. И первыми в бой должны идти мальчики. А это и воспитание. Купили магнитофоны для «тихих ответов». Вначале этот педагогический приём помогал робким школьникам сделать первые шаги к пятеркам (ведь, иные уже поверили, что они - природные троечники). Затем помогал учителю охватить всех опросом. Очень важно оценить детский труд – они же старательно готовились! Уроки физкультуры, с учителем – гимнастом, стали ежедневными и любимыми. Экскурсии и походы, с топографическими замерами – регулярными. В школу пришли ребусы, шарады, криптограммы, «плашки», «открытые мысли», опережающие практикумы, «эффекты Кобзаря», «Шумского» (это имена его учеников), «сделай сам», «решения с отсроченной проверкой», «цепочки», «десантный метод». Таких педагогических приёмов и открытий у В.Ф. Шаталова не счесть (около 2 тысяч). Плоды давала система, или «эффект соленого огурца». В банке просолишься . Ушла боязнь контрольных работ. Оказалось, что к ежедневному контролю быстро привыкают, тем более, учитель перед ним снова все объяснит. Контрольная работа ему нужна для того, чтобы повторить, обнаружить свои методические ошибки, порадоваться вместе успеху. Однако, жизнь педагога-новатора не баловала. Овраги и враги – вечные спутники нового. Лекарства от школьных «недугов» новатор проверял на родных детях – они учились отлично! Оттачивал методику на добровольцах. Когда запрещали эксперимент в школе, учил подпольно, «меняя явки и пароли». Не раз ставился вопрос об исключении В.Ф. Шаталова из КПСС. Более двадцати лет Виктор Федорович вёл экспериментальную работу под зорким оком научных институтов, министров и тысяч учителей, которые теперь присутствовали на каждом уроке. На эксперимент в седьмой класс ему, конечно, сплавляли отстающих (отличников - сами выучим). А как быть с «первородным грехом школы»? Обучение стало беспорочным? Само - собой. Система возвратила сказочное обучение на новом уровне. Школьные тексты (учебники) учитель доводил до кондиции и давал предварительный прогноз схемами. Он не отменил хорошие учебники Киселёва, Погорелова, Атанасяна, а дополнил их своей выстраданной практикой и массой методических приёмов. Как директор школы, В.Ф. Шаталов распространил свою педагогическую систему на другие предметы . Он вернул в учебный процесс эволюцию и отбор лучшего. Эволюция текстов уместилась в 15-20 лет и на этом не остановилась. Отбор ускоряется за счёт возрастания повторений курсов. Совершенствует своё детище Учитель, а по его стопам идут ученики. Процесс обучения входит в естественное, удобное гуманное русло. Прошла тряска и скрипы, система набирает обороты. Ведь, страшно сказать, оказывается, что за семь дней можно вполне прилично освоить уже два и три года школьной программы. Но резервы системы не исчерпаны. Ученики В.Ф. Шаталова сегодня идут вперед. Поэтому, самое время взглянуть ещё раз на результаты работы педагогической системы В.Ф. Шаталова и его коллег. Анализ показал следующее: • Гуманитарии за 2-3 года превращались в математиков и наоборот, • успеваемость – полная, • завершение школьного курса – досрочное (в 9 классе), • поступление в вузы – абсолютное, • контрольные работы – превосходные, • здоровье – лучше, чем в контрольных классах, • спортивные успехи – очевидные (64 мастера спорта), • научные достижения – выше, чем в специализированных школах (более 70 кандидатов и 12 докторов наук). Многие достоинства системы обнаружились позднее. Ученики стали учеными, администраторами, миллионерами и… родителями. В отличие от остальных родителей, они не ищут репетиторов для своих детей. Они расскажут им на «пять» сказку об атоме и Куликовской битве через тридцать лет. Это классика. Попробуйте забыть «Буря мглою небо кроет …» или «Каждый охотник желает знать…».
Психологические проблемы инновационного образования
Неужели, в Шаталовской школе не было проблем? Как отмечали комиссии, не все двоечники успевали стать отличниками, и не все троечники – медалистами. Не все ученики успевали за год прорешать более тысячи задач. Оставляло желать лучшего понимание общей теории относительности. Только половина выпускников получила повышенные стипендии в вузах. «Нам бы эти проблемы!» — вздохнут современные родители и учителя. Можно поставить под сомнение «шаталовские пятерки». Кто бы спорил, что они разные. Но ведь, и работники на предприятиях разные, а почему-то, получают зарплату по штатной должности. И только за очевидные успехи некоторые отмечаются премией (не всегда, гласной), потому что не все воспринимают поощрение соседа как справедливое. И можно ли избежать сплетен, обид и конфликтов, раздавая разные оценки? Так и с детьми. Умелая раздача пряников — дело не простое. Дайте учителю право на ошибку и творчество, и он сам найдёт «золотую середину». Нынешние «отстающие гуманитарии» – диагноз не ребенку, а порочной методической системе, точнее ее отсутствию. Если хотим перейти в информационный век, то поддерживать «Сириусами» надо не только одаренных (от этого хуже не будет). Не будет хуже, если обучение детей с ограниченными возможностями приблизить к остальным сверстникам (это гуманно и необходимо всем). Но вот нехитрый расчёт помог бы скорректировать путь в светлое будущее. А те, кто обязан это делать, сторонятся расчётов. Да разве без них можно садиться за штурвал управления? Есть ли статистика того, как развивается успех? Вероятно, он складывается и развивается по-разному, но интереснее другое. А что случается с не шибко одаренными и не инвалидами? Их ведь не мало. Если из общего числа школьников вычесть по пять процентов (возьмем с запасом) одаренных и инвалидов, то останется 90 процентов «среднего класса» и «ниже среднего». На эксперимент В.Ф. Шаталову (можно взять журналы успеваемости) отдавали всех, кто был «ниже среднего». Сам Шаталов брался за эксперимент с ещё более скромным исходным уровнем знаний. Ему нужен был неоспоримый результат методики. Выдался такой случай. В детской колонии под Ленинградом (Большие Поля), за неделю (!) малолетние преступники выдали знания по геометрии на уровне математических классов. Такие эксперименты – не исключение. Другой пример. В химические классы 171-й школы собирались талантливые дети со всего Союза. Их учили авторитетные ученые МГУ. Педагогический коллектив классов, созданный деканом химфака академиком Анатолием Алексеевичем Логуновым и куратором классов Сергеем Серафимовичем Бердоносовым, заслуживает самых лестных слов. Проникнутые благодарностью отзывы их выпускников показали самому Виктору Федоровичу. Внимательно прочитав отчёт «химиков» за двадцать лет, Шаталов привёл свою статистику . «Научного угля» стране дают не столько талантливые дети и авторитетные умы (они действительно редки и дороги), сколько хорошая методика. «Отстающие» ученики В.Ф. Шаталова, собранные по Донецку, защитили не меньше научных диссертаций, причём не только по химии (а ещё по технике, физике, математике, медицине, философии). По количеству мастеров спорта они вообще вне конкуренции! Поэтому, стоит подумать, за кем и за чем наше будущее. Мы склонны полагать, что оно — за методикой. Как и когда может «рвануть вверх» талант, середняк, или «гуманитарий», заранее неизвестно. Учитель может создать равные стартовые возможности на самом высоком уровне. В этом смысле, методика В.Ф. Шаталова многосильна, потому что она верна.
Виктор Федорович Шаталов
Зарубежный и российский опыт использования педагогической системы В.Ф. Шаталова Педагогические успехи В.Ф. Шаталова объясняли и шарлатанством, и харизмой, и гениальностью. Со вторым и третьим можно охотно согласиться. Напомним, что чернокнижником (знается с сатаной) считали и другого математика – Герберта Аврилакского, того самого, чьи рукописи разбирал Воланд в Москве. Став Папой Сильвестром II, он ускорил переход Европы на индо-арабскую систему записи, иногда прибегая к жёстким мерам. Сегодня многие стали ценить и рукописи В.Ф. Шаталова. Они переведены на 17 языков. А сам автор – уже давно Почетный Доктор и Президент, Лауреат премий и кавалер множества орденов. По его методике сегодня учат в таких динамично развивающихся странах, как Индия и Китай. Там уже десятки школ! Не хватает пока лишь Сильвестра III-го. Но родителям он и не нужен. Они везут своих детей в Москву из отдалённых российских городов, из Парижа и Женевы, с берегов Рейна и Темзы, из Японии и США. В Московской школе Шаталова годовое обучение укладывается в воскресное и каникулярное время (7 дней). Хотелось бы заниматься в менее напряженном ритме весь год, но детям надо учиться в «нормальной школе» и получать аттестат. А может быть, и остальной российской «нормальной школе» тоже следует перейти на его успешную систему обучения? Говорят, пока нельзя. Шаталов, Амонашвили, Лысенкова устарели. А может, также устарели закон Архимеда или реакция Белоусова-Жаботинского? Нет, прогрессивное человечество успешно пользуется и будет это делать. Законы природы тем и отличаются от некоторых парламентских законов, что их нельзя отменить. Им надо следовать. Вопросы в другом, что будет, если школьный курс заканчивать в 9 классе, и куда девать тьму чиновников с отчетами, рабочими тетрадями, инструкциями и сырыми учебниками? Думается, что освободившемуся бюджету найдут применение. На обучение учителей методике В.Ф. Шаталова хватит лишней доски и куска мела . При желании, основные положения его педагогической системы освоит любой студент за пару месяцев. А опыт – дело наживное. Да вот беда, не знают уже в российских педагогических вузах о такой методике. Виктор Федорович и в свои 93 года может за неделю обучить годовому курсу астрономии, геометрии, физике, тригонометрии, географии, алгебре. Его уроки, не без помощи Олега Дерипаски, записаны на видео. Причём, час такого занятия стоит существенно дешевле урока студента-репетитора.
Московская Школа Шаталова
В основанной в 2000 году московской Школе Шаталова мы, по его методике, преподаем русский язык, геометрию, алгебру, физику, историю, обществознание, английский язык. Учим писать изложение, сочинения, эссе. Есть набор в группы начальной школы. К нам едут со всего мира, по нашим учебным фильмам учатся в ближнем и дальнем зарубежье. Открытые занятия – бесплатные, дни открытых дверей – регулярные. Ждём и «математиков » и «гуманитариев», эффективно готовим к ОГЭ и ЕГЭ (пять 100-балльников, один – дважды, не говоря о 80 и 90- балльниках). Наши ученики выигрывают олимпиады, а Дорофеев Роман– абсолютный победитель Высшей Пробы Всероссийской олимпиады по истории и призер олимпиады по обществознанию 2016 года. Сегодня выпускники Школы Шаталова учатся в МГУ, МГИМО, ВШЭ, Кембридже, Оксфорде. Юра Осипов, пришёл из седьмого класса как «глубоко отстающий». Сейчас он преподает «Конституционное право зарубежных стран» в Российском Государственном университете правосудия, а геометрию, историю, обществознание и английский язык – в Школе Шаталова. 21 сентября 2017 года Юрий Юрьевич защитил диссертацию в Лондонском университете. В этом же году его трёхлетний сын Миша уступил шахматную партию Анатолию Карпову и ничьей завершил поединок с Сергеем Карякиным. Такова методика Учителя века, и так можно учить детей сегодня, если опираться на науку и систематический, но посильный труд школьника!
Специфика школьного образования в информационном обществе
В эпоху информационного общества образование переживает внедрение и бурное развитие компьютерных технологий. Мы твёрдо убеждены в том, что передовая система обучения В.Ф. Шаталова гармонично вписывается в них и соответствует вызовам цифрового века. Как известно, первопроходцем и мировым лидером электронного школьного обучения (e-learning) является Южная Корея. Министерство образования этой страны в 2007 г. разработало программу «Электронный учебник», а в 2010 году объявило о выделении 2,4 миллиарда долларов на 5-летний проект по созданию всех цифровых учебников. Для того, чтобы это стало возможным к 2015 году, 100% школ были оборудованы точками беспроводного доступа к сети Интернет, а ученики всех возрастов подключились к учебным изданиям по средством смартфонов, компьютеров, телевизоров, проекторов, подключенных к сети «Интеллектуального обучения». Процесс внедрения электронных учебников проходил в несколько этапов. Сначала (до 2014 г.) — в начальную школу, а затем (до 2015 г.) — в среднюю и старшую школу. Учащихся из семей, с низким уровнем достатка, государство обеспечило планшетными компьютерами бесплатно. Цифровые учебники стали частью школьной реформы Южной Кореи и, по мнению учителей и учеников, привнесли в процесс обучения: гибкость, интерактивность и творчество. Исследования показали, что они развивают у школьников потребности к новым знаниям, способности к критическому осмыслению информации, интерес к участию в групповых обсуждениях и в проблемно-ориентированном обучении. Успеваемость школьников повысилась на 30%, причём, наибольший рост показали учащиеся с самой низкой успеваемостью. Необходимо отметить, что согласно исследованиям PISA, Южная Корея с 2000 года находится в первой десятке международного рейтинга стран по уровню образования. Параллельные процессы электронизации образования идут и в США. В 2012 г. здесь началась реализация государственной инициативы «The Digital Textbook Collaborative» («Цифровой учебник»), в рамках которой уже в ближайшей перспективе предполагается переход всех школ «К-12» (с 12 годами обучения) на систему цифрового интерактивного обучения. Однако, самым передовым государством в Европе в области электронного обучения является Финляндия. Её прогрессивная система образования принята за базовую модель во многих странах ЕС. За счёт инноваций в образование, в том числе, в электронное, эта страна, не имеющая достаточного количества природных ресурсов, за два десятилетия пробрела статус лидирующей в ЕС. С сентября 2011 г. в девяти российских регионах проходила апробация электронных учебников в шестых и в седьмых классах общеобразовательных школ. С 2015 года, по закону «Об образовании», все учебные издания обязаны, наряду с бумажной, иметь также и электронные версии учебников. ЭУ (электронные учебники) – это принципиально новое по форме, виртуальное средство обучения. Они стали необходимостью в современной школе, но требуют качественно нового содержания, которое должно опираться на научные достижения педагогики, дидактики и психологии. Они обладают очевидными достоинствами: индивидуальность, многоуровневая сложность, интуитивность, мультимедийность, дистанционный контроль заданий, быстрое обновление, стоимость тиражирования, компактность, вес. Необходимо особенно выделить возможность создания версий ЭМУ для детей с ограниченными возможностями (со слабым зрением или слухом). С 2017 года мы создаём свои электронные учебники (по истории, обществознанию, алгебре (в форматах iBooks, PDF, ePub), которые основаны на законах естественного и целостного восприятия информации, последовательности и системности изложения, многократного вариативного повторения, постоянной инспекции знаний и индивидуального подхода к ученикам. Они объединили в себе все преимущества системы Шаталова В.Ф. и возможности компьютерных технологий: интерактивные опорные конспекты опросы, встроенные видео уроки, фотогалереи, поиск, навигация, гипертекст, карты, мультимедийные виджеты, тем самым принципиально отличаются от продукции издательств-монополистов. В 2019 году разработаны учебно-методические комплекты (ЭМУК), которые позволяют ученику готовиться самостоятельно к ОГЭ и ЕГЭ без репетитора. ЭМУК включает в себя мультимедийный учебник для всех операционных систем, все дополнительные материалы и полный многочасовой видеокурс предмета, которые хранятся, в том числе, и в «облачных сервисах».
Выводы и рекомендации
Создавая собственную электронную образовательную среду (ЭОС), мы стремимся сделать доступной систему Шаталова В.Ф. для наших учеников вне границ и расстояний . Большое количество образовательного контента этой Школы выложено на наших сайтах и в сети Интернет, регулярно проводятся вебинары и виртуальные «Дни открытых дверей». В 2020 году планируется запуск своей онлайн- школы по основным предметам обучения, будут выложены веб-версии учебников. В качестве стартового проекта выбрана математика 7-8 класса. Но, всё-таки, очные занятия, «живые уроки» по системе Шаталова останутся более действенными и эффективными, потому что заменить личное общение, сотрудничество учителя и ученика искусственным интеллектом невозможно. Будущее несомненно за смешанным обучением, симбиозом, взаимным проникновением традиционной и цифровой школы. Да и печатный учебник упразднять не стоит. С чего начать? Мы уверены, что применение и распространение новаторских педагогических методик не потребует государственных расходов в десятки миллиардов рублей и легко впишется в бюджеты ежегодных курсов повышения квалификации учителей. Ни в коем случае нельзя это делать добровольно - принудительно. Начинать необходимо только с подготовки педагогов-волонтёров! Что делать? Система образования – это социальный институт, консервативный по сути, по отношению к преобразованиям он обладает большой инерцией. Поэтому все дальнейшие шаги должны быть естественными и эволюционными, просчитанными и последовательными. Нельзя отдавать принятие решений только чиновникам, иначе результат прогнозируем и предсказуем. Имеющийся опыт позволяет сформулировать следующие практические рекомендации во модернизацию школьного образования на основе методологической системы В.Ф. Шаталова. 1. Для «твёрдых противников» и сомневающихся в эффективности «Педагогики сотрудничества» следует провести научный эксперимент, в котором было бы возможно объективно сравнить результаты традиционной методики с новаторской. 2. Важно создать научную лабораторию, по функциям и задачам аналогичную Лаборатории проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке 1987-1991 гг. Она должна заняться разработкой принципиально новых школьных программ и учебников. 3. Необходимо внедрить в программу педагогических учебных заведений продуманный и целостный курс по изучению фундаментальных законов естественного восприятия информации, а также передовым системам и методикам обучения. Сначала экспериментально, для коррекции и доработки. Поверхностное ознакомление и формализм только навредят, без практических навыков и занятий со школьниками его изучение потеряет смысл. 4. «Сделать учебные планы гибче, дать возможность ученикам изучать интересующие их предметы не только в своем классе, но и в соседней школе, технопарке или, например, в спортзале. Главное — не где, а чему учиться и у кого учиться», — так записано в программе Правительства г. Москвы «Московское образование. Стратегия-2025». Почему бы этой «соседней школой» не стать, в том числе, и Школе Шаталова? 5. Оказать содействие и государственную поддержку в создании опытно-экспериментальных школ сначала в столицах федеральных округов. Не сомневаемся, что опыт лучших и известных российских учителей базируется на новаторских принципах. Именно их необходимо привлечь к разработке и реализации этой программы. 6. Крайне необходимо ликвидировать избыточную отчётность учителей и оценивать их деятельность только по результатам, качеству проводимых занятий, отзывам детей и родителей. Излишние регламенты и инструкции - отменить, дать возможность школам свободно выбирать передовые методики и учебники, а учителям простор для творчества и самореализации. Например, Финляндия, ведь как-то обходится без тотального контроля чиновников и сумела создать одну из лучших систем среднего образования при самой низкой почасовой нагрузке в мире. Советские педагоги - новаторы опередили время и смогли заглянуть на 50 лет вперёд. В основу разработанной ими и востребованной сегодня новаторской «Педагогики сотрудничества» положена идея общей развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием и духовным обогащением друг друга. Она гласит: «Не запрещать, а направлять. Не управлять, а соуправлять. Не принуждать, а убеждать. Не подавлять, а уважать. Не командовать, а организовывать. Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора». Атмосфера доброжелательности и взаимоуважения притягивает детей к школе, способствует познавательной активности и высокой успеваемости. Гуманизм, бесконфликтность, дружественный и позитивный стиль взаимоотношений в школе вселяет уверенность детей в собственные силы, исключая «слабую мотивацию школьников». Архиважно всегда помнить, что главная цель образования – гармонично и всесторонне развитая личность, это – самый ценный капитал нашей страны.
Виноградов С.Н., Слепушкин В.В. Качество образование и научная методология Шаталова в условиях информационного общества
Отмечено значение качества образования и человеческого капитала в условиях становления информационного общества. Проведён анализ отдельных результатов реформы и общего состояния системы среднего образования. Показано, что ситуация в этой области принимает характер модельного кризиса образования, указаны основные причины и его последствия. Обоснована важность фундаментальных законов передачи и естественного понимания информации для получения глубоких и прочных знаний, реализации принципов «Педагогики сотрудничества». Описаны главные преимущества педагогической системы В.Ф. Шаталова и методик советских педагогов-новаторов в условиях информационного общества. Приведён алгоритм создания и направления развития собственной цифровой образовательной среды школы Шаталова В.Ф. и её основных элементов. Показаны пути применения и распространения системы В.Ф. Шаталова и других новаторских методик обучения в системе образования. Ключевые слова: информационное общество, законы передачи и естественного восприятия информации, понимание, педагогическая система В.Ф. Шаталова, педагоги-новаторы, «Педагогика сотрудничества», цифровая образовательная среда, электронный учебник.
Vinogradov S. N., Slepushkin V. V. Quality education and scientific methodology of Shatalov in the conditions of information society The article shows the importance of the quality of education and human capital in the conditions of the formation of the information society. The analysis of individual results of the reform and the General state of the secondary education system is carried out. It is shown that the situation in this area takes the character of a model crisis of education, the main reasons and its consequences are indicated. The importance of the fundamental laws of transmission and natural understanding of information for obtaining deep and solid knowledge, the implementation of the principles of \"Pedagogy of cooperation\"is proved. The main advantages of V. F.\'s pedagogical system are described. Shatalov and methods of Soviet teachers-innovators in the information society. The algorithm for creating and developing the school\'s own digital educational environment and its main elements is presented. The ways of application and dissemination of V. F. Shatalov\'s system and other innovative teaching methods in the education system are shown. Keywords: information society, laws of transmission and natural perception of information, understanding, V. F. Shatalov\'s pedagogical system, innovative teachers,\" Pedagogy of cooperation\", digital educational environment, electronic textbook. Виноградов С.Н., Слепушкин В.В.
Авторские права на все материалы на этой странице принадлежат Школе Шаталова. Эти материалы передаются в общественное достояние и могут использоваться без каких-либо ограничений (в том числе в прессе и на телевидении)