Статьи о школе Шаталова: .Интервью Основателя и Директора Школы Шаталова В.Ф., кандидата философских наук Виноградова С.Н..ПОСЛЕДНИЙ ОСКОЛОК СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ....Первородный грех школы и пришел ли спаситель?.Учитель и карьера учеников.Аксиома таланта.Кому нужны уроки Шаталова.National teacher of the USSR Victor Shatalov.Интервью Шаталова В.Ф..Учим сами.Из пункта А в пункт Ша... (продолжение).Из пункта А в пункт Ша....Творить-всегда удивлять.What is Neither Mentioned nor Taught in School.Педагогический поэт.Говорят ученики Шаталова.Учителю Шаталову В.Ф..О чем не говорят, чему не учат в школе....Уроки Шаталова. Журнал "Педагогика", №8 октябрь 2006 г..Мои дети заканчивают школу не в 11-м, а в 9-м классе.В школьные годы дети способны освоить азы всех наук.На столбе – объявление. От гения.Мои ученики помнят все.Парабола Шаталова.В начальных было слово. Учить детей мыслить вслух — лучший способ застраховать их от неудач.Как показать ученику невидимое?.Виноградов С.Н., Слепушкин В.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА : Статьи .
СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ШКОЛЕ ШАТАЛОВА
В данном разделе Вы можете ознакомиться со статьями о нашей школе в периодической печати и интернете.
Для ознакомления с полным текстом статьи - нажмите на название статьи. Полный текст статьи будет открыт ниже.
Статьи и публикации о школе Шаталова
Творить-всегда удивлять
Сегодня в аудитории «12 класса» - желанный гость, создатель методики опережающего обучения Софья Николаевна Лысенков. Учитель, при жизни ставшей легендой. Автор нескольких книг. И лучший друг молодых учителей. В следующих выпусках Софья Николаевна расскажет о том, какой предмет в школе главный, чего не надо требовать от родителей и как научить детей правильной речи.
Студенты педколледжа целую неделю были у меня на всех уроках в 1-м классе. Вопросов почти не задавали, но удивление высказывали. Все дети (их в классе 24 человека) у меня как на ладошке. Высокое внимание. Интерес. Понимание. Удивлялись студенты. Здесь я должна заметить – класс «Л» (что значит класс Лысенковой) – мое новое начинание по системе опережения. К школе их готовили. Дети приходили ко мне на занятия один раз в неделю на два урочка по 35 минут. Занятия с родителями(по желанию). Результат года – каждый ребенок может сказать о себе «Я читаю. Я считаю. Я пишу.» . и моя книга с таким же названием, которая вот-вот выйдет. Первого сентября на партах у этих детей лежат учебники второго класса: «Родная речь» - 1-я книга. «Русский язык – 2». «Математика-2». Трудно работать с шестилетками. «не берите их, Софья Николаевна, с ними прыгать надо, играть», - отговаривали меня молодые учителя, когда я набирала свой первый класс шестилеток. А в письмах учителя писали о тех же трудностях: «Рассыпается урок, не складываются общение, не умеют работать с учебником, как опережать программу, когда даже палочка с закруглением внизу не получается, следите ли за каллиграфией, обходите ли для этого класс?». - Обходить ? это как? Ходить и ругать того, другого: «Куда заехал, зачем переехал»?, «А ты что, не слышал, как я объясняла?». Нет этого не делаю. Не мешаю детям работать. А ведь так было у многих, потому что это советуют рекомендательные методички к букварю. К примеру, надо набрать в классе слово СОСНА. Учитель готовит детей к работе, предлагая вопрос за вопросом: -Сколько слогов в слове? Два - Назовите первый слог? СОС. - Какой слышите первый звук? Второй? Третий? - Назовите второй слог? На. - Какой слышите первый звук? Второй? - Теперь составляйте слово, я иду смотреть. Вот здесь начинается самый ужас! Кто от начала, кто от конца, кто с середины выхватил букву за буквой, стараясь выполнить задание учителя – составить слово СОСНА. Учитель в раздражении: «Ты почему не слушал? Ведь все объясняли!» Позднее в тех же методичках появилась новая рекомендация: ученикам вменялось проговаривать слово по слогам, при наборе в кассе или печатании в тетрадке. Еще большая неразбериха: кто-то диктует себе первый слог, а другой в это же время уже последний. Кто-то выполнил как нибудь, а другой еще не начинал. А третий уже под партой сидит. Когда-то этот обязательный этап урока обучения грамоте был и для меня противным, бестолковым. До тех пор, пока не изобрела управление. Управление – это такая организация учебной деятельности, когда каждый ученик – учитель. Учит не только учитель, учит ученик, когда он думает вслух и ведет за собой весь класс. Каждый ученик может быть в роли ведущего. Это заметили и наши гости – студенты. Удивляются: «Как хорошо говорят дети!» и учат удивлять сами. Дети принимают, то что понимают. Методический прием становится движущей силой урока. За короткий букварный период для разных групп детей, разных программ (1-3, 1-4) одинаково доступно становится такое трудное задание – набрать в кассе или написать за ведущим предложение: «Юлькой кошку звать мою». При этом ведущий чувствует: весь класс подчиняется его управлению, он учитель, от него одного зависит работа всех. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем было понятно. В результате у детей хорошая дикция, развитая, выразительная речь: - Первое слово в предложении печатаю с заглавной буквы, ставлю «Юль» - гласный ю, замочек л, произносится мягко: ставлю «кой» - гласный о, замочек й, слова в предложении печатаются отдельно, ставлю»кош» - гласный о, замочек ш, ставлю «ку» - гласный у, слова в предложении печатаются отдельно, ставлю «звать» гласная а, замочек т, произносится мягко, слова в предложении печатаются отдельно, ставлю «мо» гласный о, ставлю «ю» гласный, в конце предложения ставлю точку. Понятная, а, следовательно, принятая детьми структура слога стала структурой каждого шага управления. И выселила все имевшие место трудности букваря. А палочка с закруглением внизу обязательно получится. Да она просто отработается вместе с другими элементами в слове – через несколько уроков. Урок должен сложится сразу. Время – золото. Сорить им на уроке нельзя. Конец первой четверти. Все тот же 1-й «Л». На уроке гости учителя нашей школы. Урок математики и след на доске от проделанной на уроке работы (рис 1). Лежащие на столе учителя карточке и сводные таблички показывают, что это материал, задействованный в устном счете. (рис.2) На левом крыле доски выставлены оценки детям. - Что это за шестерки? – спросили учителя. - Оценки за ответы сверх программы (теперь можно говорить «сверх стандарта»). Изумление:»Оценки? В первом классе, сразу?» -Да, сразу! Спросите наших детей, как они хотят учится: с отметками или без? Они все скажут? «С отметками. Только теми, которые получаем мы!» Вторая четверть. Первая самостоятельная работа по математике. «5» - тринадцать, «4» - одиннадцать, «3» - нет! Успех, успевающий, успевать – однокоренные слова. Последнее напрямую связано с понятием «время». Успевать – значит получить время, необходимое для успеха дела. Так сам русский язык пришел мне на помощь, подсказав главное направление в борьбе за успех.
Авторские права на все материалы на этой странице принадлежат Школе Шаталова. Эти материалы передаются в общественное достояние и могут использоваться без каких-либо ограничений (в том числе в прессе и на телевидении)