Статьи о школе Шаталова: .Интервью Основателя и Директора Школы Шаталова В.Ф., кандидата философских наук Виноградова С.Н..ПОСЛЕДНИЙ ОСКОЛОК СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ....Первородный грех школы и пришел ли спаситель?.Учитель и карьера учеников.Аксиома таланта.Кому нужны уроки Шаталова.National teacher of the USSR Victor Shatalov.Интервью Шаталова В.Ф..Учим сами.Из пункта А в пункт Ша... (продолжение).Из пункта А в пункт Ша....Творить-всегда удивлять.What is Neither Mentioned nor Taught in School.Педагогический поэт.Говорят ученики Шаталова.Учителю Шаталову В.Ф..О чем не говорят, чему не учат в школе....Уроки Шаталова. Журнал "Педагогика", №8 октябрь 2006 г..Мои дети заканчивают школу не в 11-м, а в 9-м классе.В школьные годы дети способны освоить азы всех наук.На столбе – объявление. От гения.Мои ученики помнят все.Парабола Шаталова.В начальных было слово. Учить детей мыслить вслух — лучший способ застраховать их от неудач.Как показать ученику невидимое?.Виноградов С.Н., Слепушкин В.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА : Статьи .
СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ШКОЛЕ ШАТАЛОВА
В данном разделе Вы можете ознакомиться со статьями о нашей школе в периодической печати и интернете.
Для ознакомления с полным текстом статьи - нажмите на название статьи. Полный текст статьи будет открыт ниже.
Статьи и публикации о школе Шаталова
Учитель и карьера учеников
Какова роль школьного учителя в карьере ученика? Есть ли шкала, которой можно замерить это? Писатели и журналисты ведут поиск «с конца». Рассказывая о знаменитых людях, находят истоки - первую учительницу, тренера и т.п.
Будущие знаменитости и их родители ищут «с начала», так как хотят учиться у Мастера. Ушлые менеджеры, чиновники тоже в поиске – надо выстраивать «рейтинги» и распределять премии. Жизнь кипит, но наука пока не располагает такой шкалой.
Причин тому много как объективных, так и субъективных. Сложно формализовать и «измерить» процесс обучения, учесть массу переменных величин, получить надежную статистику и др. Учителю бывает трудно признавать свою вину при неудовлетворительных результатах учебного процесса (вроде есть у него и отличники, а в двойках сами виноваты). В такой воде хорошо чиновнику: только успевай осваивать деньги на реформы да рапортуй об успехах.
Проблема оценки эффективности труда педагога трудная, но не безнадежная. Представляется перспективным исследование практики педагогов, чьи результаты проверены, признаны, воспроизведены. Здесь есть и высокие достижения, и отточенная методика, и обширная статистика. Беда в том, что методики В.Шаталова, С.Лысенковой, Е.Ильина и других новаторов почему-то забываются. Возможно, поэтому «новые велосипеды» в образовании и ездят хуже, и стоят дороже.
Обратимся к системе Виктора Федоровича Шаталова. Как это принято, послушаем экспертов, эксплуатационников, посмотрим результаты, статистику отказов, тиражи и др.
Итак, некоторые мнения. «Есть специалисты, глубоко знающие западную педагогику. Могут ли они назвать какую-нибудь систему хоть отдаленно сравнимую по идеям и результатам с системой В.Шаталова?» С.Соловейчик, педагог, писатель, журналист.
«Он делает то, чего никто не может». Б.Никитин, воспитатель детей-вундеркиндов.
«Методика Шаталова обеспечивает отличную подготовку ребят по всем предметам средней школы». Л.Москалина, директор школы, США, Чикаго.
Некоторые результаты. «В 1970 г.по приказу тогдашнего Министерства просвещения УССР в средней школе N13 Донецка начал работать по экспериментальной программе 8 класс. За все предшествующие годы в этом классе никогда не было ни одного отличника. Только девять ребят закончили 7-ой класс без троек, и, кроме того, за весь учебный год ни одному из учащихся ни по алгебре, ни по геометрии не было выставлено ни одной отличной оценки.
Весной 1971 г. 16 учеников этого класса закончили восьмилетку только на четверки и пятерки. Отличников еще не было.
К концу 9 класса было завершено изучение всей программы по математике и физике за 10 класс. Две комиссии из Москвы и Киева провели итоговые экзамены за курс средней школы по алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По каждому из этих учебных предметов девятиклассники получили 22 пятерки, 8 четверок, и только 3 раза были поставлены тройки.
Через год 24 ученика имели в аттестатах об окончании средней школы только четверки и пятерки по всем предметам, а пятеро из них получили аттестаты без единой четверки. Три ученика закончили школу с золотыми медалями. А по математике, физике, астрономии и электротехнике 28 учеников получили грамоты за отличные успехи. И все это в обстановке непрерывного контроля, недоверия и откровенной обструкции педагогической науки.
Все 33 человека стали студентами высших учебных заведений, и 17 из них все годы обучения получали повышенные стипендии. Эту традицию продолжили все без исключения выпускники с 1969 г. по 1990 г. В дальнейшем, помимо десятков мастеров спорта, из них вышли 64 кандидата наук, 12 докторов (физики, философии, медицины, педагогики).
За 20 лет открытых экспериментальных исследований, ребята, работавшие на новой методической основе, не проиграли ни одной сопоставительной контрольной работы. Результаты иногда достигали соотношения 22:1.
В настоящее время уже за 5 дней он дает годовой курс алгебры или геометрии, тригонометрии или физики. Уроки записаны на видео и могут быть подвергнуты любой экспертизе от лингвистов до министров.
Система Шаталова показала возможность завершить среднее образование в 9-ом классе, без какого-либо искусственного отбора учащихся, при двух выходных днях (четверг и воскресенье) и 30-ти учебных часах недельной нагрузки школьников, включающих ежедневные уроки физического воспитания. Столь выдающиеся результаты достигнуты благодаря его знаменитым «опорным сигналам», позволяющим надежно усваивать большой объем информации, особой методике повторения и оценивания знаний, оригинальной системе решения задач и эффективному инспектированию учебного процесса. Многолетняя апробация новых методических идей с успехом прошла не только в школах, но и в вузах, военных училищах, академиях.
До 1992 г. Донецкая лаборатория интенсивных методов обучения Академии педагогических наук СССР НИИ содержания и методов обучения, которой руководил В.Шаталов, финансировалась из Москвы, но в силу известных обстоятельств финансирование эксперимента было прекращено.
Тиражи. В.Ф.Шаталов автор 36 книг, издавался в 17 странах общим тиражом более миллиона экземпляров. (Интересно, у многих ли школьных реформаторов такой список?)
Титулы, награды. Народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, Почетный президент итальянской литературно-исторической ассоциации Данте Алигьери, кавалер ордена Николая Чудотворца за приумножение добра на земле, лауреат нескольких международных премий и т.д.
Казалось бы, хватит статистики. Ее действительно много. Виктор Федорович бережно хранит все школьные ведомости и тетради с опорными конспектами учеников (!!!), переписывается со многими учениками, ежегодно выпускники собираются на его дне рождения. И все-таки, приведем некоторые высказывания.
Тарханян Рузанна, Москва. Училась 4 дня в марте 2004 г., дипломант двух конкурсов молодых исполнителей в Праге в 2005 г. «Я ничего не понимала. Меня уже не вызывали к доске. Уроки геометрии произвели огромные перемены в жизни. Учительница была потрясена моими знаниями. После каникул на контрольной и самостоятельной получила 5 и 5».
Винников Л. Я., доктор наук, институт физики твердого тела РАН (Черноголовка), работал в крупнейших мировых научных центрах. «Я учился у Шаталова в 1956-57 учебном году в 6-ой школе Донецка. Роль Виктора Федоровича считаю в своей карьере определяющей. Школьный курс физики помню лучше, чем институтский».
Дальская С. Н. Училась у Шаталова в 68-69 учебном году, горный инженер-технолог. Работала преподавателем, строила завод в Пакистане, с 1987 года проживает в Москве. Имеет свой бизнес. Ее фирма участвовала в строительстве Храма Христа Спасителя. В 2005 году закончила Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. «Метод Шаталова развивает чувство уверенности в себе, четкость и аккуратность мышления, смекалку и предприимчивость. Его ученики могут найти себя в любой области. По Шаталову я изучала и гуманитарные курсы, сама преподавала. Мой брат учился у Виктора Федоровича только год, а 10-ый класс заканчивал в Киеве. Там на всех контрольных работах учителя говорили: «Рыбников, выходи из класса». Дело в том, что он сразу успевал решать все варианты и, конечно, помогал товарищам… Как только мы узнали о занятиях Шаталова в Москве, привели на учебу своих детей и родственников».
Когда ученые все-таки создадут весы, на которых будут взвешивать роль учителя в карьере учеников, можно будет оценить значение методики Шаталова и его личности. А пока на предложение поддержать экспериментальную работу В.Ф.Шаталова чиновник, планирующий государственную политику в образовании, отвечает: «На основании запроса в Российскую академию образования от 10 июня 2005 г. № 01-114/5/5 высказывается точка зрения о невозможности создания подобного научного подразделения». Вероятно, в этой академии возобладала теория, согласно которой образование спасут более точные экзамены и баллы, а не успешные методики. Скорее, дело в финансировании: хорошая методика экономит и повышает качество, а это не всех устраивает. Вряд ли академики не знают, что прежде чем поставить оценку, надо чему-то научить. Здесь не спасет и высокая зарплата. Один профессор оговорился: «Если все ученики будут отличниками, кто будет мести улицы?». Хотелось бы его успокоить – до тех пор, пока у руля педагогической науки будут такие «светила», дефицит дворников нам не грозит, а вот хороших врачей, инженеров, ученых будет меньше.
Другой вопрос: при открытии железнодорожного транспорта, что будет с ямщиками (читай репетиторами и слабыми учителями)? Да гужевой транспорт никогда не отменяли! Мы вправе выбирать, с какой скоростью двигаться к успеху. В педагогике уже тридцать лет летают надежные и доступные самолеты. Жаль, что покупать их придется в Италии, Китае или Америке. Видимо, в этом и заключается (недоступная налогоплательщику) мудрость департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации.
Виноградов С.Н., кандидат филосовских наук Журнал "Обучение и карьера" (16-22 января 2006 г.)
Авторские права на все материалы на этой странице принадлежат Школе Шаталова. Эти материалы передаются в общественное достояние и могут использоваться без каких-либо ограничений (в том числе в прессе и на телевидении)