Статьи о школе Шаталова: .Интервью Основателя и Директора Школы Шаталова В.Ф., кандидата философских наук Виноградова С.Н..ПОСЛЕДНИЙ ОСКОЛОК СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ....Первородный грех школы и пришел ли спаситель?.Учитель и карьера учеников.Аксиома таланта.Кому нужны уроки Шаталова.National teacher of the USSR Victor Shatalov.Интервью Шаталова В.Ф..Учим сами.Из пункта А в пункт Ша... (продолжение).Из пункта А в пункт Ша....Творить-всегда удивлять.What is Neither Mentioned nor Taught in School.Педагогический поэт.Говорят ученики Шаталова.Учителю Шаталову В.Ф..О чем не говорят, чему не учат в школе....Уроки Шаталова. Журнал "Педагогика", №8 октябрь 2006 г..Мои дети заканчивают школу не в 11-м, а в 9-м классе.В школьные годы дети способны освоить азы всех наук.На столбе – объявление. От гения.Мои ученики помнят все.Парабола Шаталова.В начальных было слово. Учить детей мыслить вслух — лучший способ застраховать их от неудач.Как показать ученику невидимое?.Виноградов С.Н., Слепушкин В.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА : Статьи .
СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ШКОЛЕ ШАТАЛОВА
В данном разделе Вы можете ознакомиться со статьями о нашей школе в периодической печати и интернете.
Для ознакомления с полным текстом статьи - нажмите на название статьи. Полный текст статьи будет открыт ниже.
Статьи и публикации о школе Шаталова
На столбе – объявление. От гения
Виктор ШАТАЛОВ. 77 лет. Живет в Донецке. Учитель Москва, Китай-город, март 2003 года, время весен них каникул. Объявление: Виктор Федорович Шаталов приглашает учеников, желающих изучить курс геометрии седьмого класса. За неделю... Вообще-то, наблюдение, что «нет пророка в своем Отечестве», не в России родилось. Но нигде так не умеют игнорировать своих пророков, как у нас. Ну представьте себе: Менделеев с лотка, вразнос, торгует элементами сноси системы... Или Эйнштейн приглашает к себе учиться граждан, желающих заиметь маленькую персональную АЭС. Попутно он им докажет, что «Е»-таки равняется «Эм Це квадрат»... Я ничуть не иронизирую. Я просто считал и считаю, что Виктор Федорович Шаталов — гений, вровень с Менделеевым, и Эйнштейном. Право так утверждать мне дает сорокалетнее знакомство с ним, с реальными результатами его работы. И сравнение с обычной, дошаталовской педагогикой. От Симона Соловейчика,. который сам был педагог и журналист Божьей милостью, я впервые узнал об учителе, у которого нет ни трудных, ни отстающих, а все 0ТЛИЧНИКИ, за девять лет осваивающие десятилетку. Я тут же попросил тогдашнюю свою редакцию послать меня в Донецк к Виктору Федоровичу Шаталову. Слишком мною накопилось воспоминаний об учителях, от которых хочется бежать подальше. ...Вологда. Я собкор «Известий», мое хобби, мое детище – клуб юных техников. Наши мастерские во дворе школы. Эдька Бохтюжский ладит свой карт. Из открытого окна голос — резкий, металлический, диктует что-то Эдьку всею передергивает, как бересту на огне. «Ты чего?». — «Училка моя бывшая, не-на-ви-жу!». В пятом классе этот парень построил первый из наших сорока микро-мотоциклов, в десятом водил на соревнованиях гоночную «Эстонию». А в школе был и остался отстающим, трудным. И сегодня в тысячах школ миллионы учителей и учеников мучают друг друга. Все у Шаталова в классе было «не так». Доски две, а парты, напротив, одноместные. «Отвечает» каждый не раз в неделю, а десятки раз в день Двойки и тройки можешь тут же, в ходе урока, правильным ответом исправить на пятерки, и пятерок этих можешь за день до десятка нахватать. Каждый день обязательно час физкультуры. В любую погоду на улицу – и пошел трусцой за любимым учителем (сегодня Шаталову 77 лет, а он... читай начало заметки...). Я беседовал с ребятами, и они меня поразили. Не знаниями – нет: я не так силен в математике и физике, чтобы оценить их эрудицию. Нравственным обликом – вот чем. Вы видели, как одинокий малыш лепит куличики в песочнице? Он самое важное дело на свете делает – познает мир. Вот и шаталовские подростки были такие. Ни заторможенности, ни визгливой развязности – спокойное уважение к себе и собеседнику. Как им удается сжать до девяти лет неподъемную школьную программу? Методика Шаталова позволяет спрессовать учебный материал но любому предмету. Там куча приемов. Скажем, «опорные пункты»: рисунок, словечко, деталь, цепляющая за память и вводящая в нее огромный кусок науки - как тот «охотник» с «фазаном», что позволяет запомнить цвета спектра. Крупные «блоки», на которые разбивается курс. Повторения, прогоны - всего не упомянешь. Кто хочет познакомиться с методикой — издательство «Москва - Санкт-Пегербург» выпускает серию книг Шаталова. Есть и видеокассеты - его уроки. Без рекламы, ради святого дела бесплатно, даю координаты: 107078, Москва, Рязанский переулок, д. 3, офис 79, тел. 265-80-42. Но не только в методике дело, О главном мне Шаталов и тогда страстно говорил, и сейчас он повторяет везде, где может: «Ребенка, подростка мы совсем не знаем -даже своего, родного. Возможности его в упор не видим. Детская головка - чудо. Надо только ее однажды раскрепостить». В книге Шаталова «Трудных детей не бывает» есть рассказ об эксперименте в «спецшколе», то бишь колонии для несовершеннолетних злодеев. Воспитатели, супруги Зайцевы, прошли курсы у Шаталова и стали преподавать по-новому. Из их отчета: «Дети постигают основы наук, даже не замечая прилагаемых усилий. В хулигане, грозе школьных будней, просыпается Личность. Всего за месяц работы ребята стали неузнаваемыми: уверенными, заинтересованными, требующими разговора на равных». Получив такие отчеты, Шагалов решил провести с учителями района «семинар за колючей проволокой». И поставил эксперимент: пусть седьмой класс спецшколы изучит годовой курс геометрии ЗА ЧЕТЫРЕ ДНЯ. И сдаст экзамен учителям. 11 мальчишек отвечали на 110 вопросов. Когда экзамен закончился пятерками, комиссия разрыдалась. Потому что учителя ничего подобного от своих «благополучных» не слышали, и им стало «мучительно стыдно за напрасно прожитые годы». Между прочим, считается, что в колониях две трети воспитанников «с отклонениями»... Сейчас Шаталов по-прежнему работает с детьми и учителями - не менее успешно, чем тогда. Как появилось объявление, с которого я начал заметку? Есть предприниматель – глава издательства «Дортранспечать» и еще нескольких фирм Сергей Николаевич Виноградов. Он по первой профессии философ и кандидатскую защищал, связанную с работами Шаталова. Он страстный «шаталовец», организует в Москве курсы Шаталова дня учеников и учителей. Вот и нынче, в весенние каникулы, сорок юных москвичей отзанимались у великого педагога. Прошли за неделю годовой курс геометрии и сдали экзамены на пятерки. Я взял интервью у одного из них –десятиклассника Николая Макарихина. Коля очень доволен экспериментом. Говорит, что раньше по геометрии у него были тройки, а теперь ниже четверки не получает. Говорит, что хотел бы, чтобы все предметы во всех школах преподавались по-шаталовски: «Мы тогда кончали бы школу на год-два раньше, и у мальчиков появилось бы время, чтобы несколько раз «атаковать» вузы, не боясь при этом загреметь в военкомат». Ежегодно в память Симона. Соловейчика его детище – газета «Первое сентября» проводит «соловенчиковские чтения» в Московском доме учителя. Вот там я увидел новую, молодую педагогику России. Парни и девушки со всех концов страны, затаив дыхание, слушают Шаталова и других новаторов: Амонашвили, Тубельского, Лысенко. Как горячие пирожки, раскупают методики и пособия. Все вроде хорошо. Но впечатление такое, что никаких сорока лет после первой статьи Соловейчика о Шаталове не прошло. Шаталовских школ как не было в России, так и нет. Педагог только начинает эксперимент с помощью энтузиастов-доброхотов. Но тогда ему было 37 лет, сейчас - 77... А ведь вроде нынешнего министра образования В.М. Филиппова не назовешь бюрократом и консерватором. Посмотрите, как он бьется за «единый госэкзамен». Буквально лбом прошибает гранитную стену из взяток и навязанного предвузовского репетиторства. Уже в половину вузов пробил дорогу способным детям с периферии, из бедных семей... Как же не может он понять, оценить великую раскрепощающую силу шаталовской педагогики? И не он один. Нет, не приемлет традиционная педагогика революционную, не пускает ее в себя! Все-таки консерватизм в этой сфере едва ли не сильнее, чем во всех остальных. У Шаталова в книге целая глава посвящена великой битве... шариковых ручек с перьевыми и с чернильницами. Годы ушли на то, чтобы доказать преимущества «шариков»... За сорок лет только один сдвиг в сознании педагогической массы. Тогда говорили, что методика Шаталова – глупые выдумки, что она антинаучна и наносит вред здоровью детей. Сейчас спрашивают: «Разве этот гениальный учитель еще жив?» И начинают прибедняться: мол, его опыт неповторим, где нам, сирым-убогим, гоняться за гениями? Горько, господа педагоги!
Александр Никитин “Русский курьер” 3 июня 2003 года
Авторские права на все материалы на этой странице принадлежат Школе Шаталова. Эти материалы передаются в общественное достояние и могут использоваться без каких-либо ограничений (в том числе в прессе и на телевидении)