Статьи о школе Шаталова: .Интервью Основателя и Директора Школы Шаталова В.Ф., кандидата философских наук Виноградова С.Н..ПОСЛЕДНИЙ ОСКОЛОК СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ....Первородный грех школы и пришел ли спаситель?.Учитель и карьера учеников.Аксиома таланта.Кому нужны уроки Шаталова.National teacher of the USSR Victor Shatalov.Интервью Шаталова В.Ф..Учим сами.Из пункта А в пункт Ша... (продолжение).Из пункта А в пункт Ша....Творить-всегда удивлять.What is Neither Mentioned nor Taught in School.Педагогический поэт.Говорят ученики Шаталова.Учителю Шаталову В.Ф..О чем не говорят, чему не учат в школе....Уроки Шаталова. Журнал "Педагогика", №8 октябрь 2006 г..Мои дети заканчивают школу не в 11-м, а в 9-м классе.В школьные годы дети способны освоить азы всех наук.На столбе – объявление. От гения.Мои ученики помнят все.Парабола Шаталова.В начальных было слово. Учить детей мыслить вслух — лучший способ застраховать их от неудач.Как показать ученику невидимое?.Виноградов С.Н., Слепушкин В.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА : Статьи .
СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ШКОЛЕ ШАТАЛОВА
В данном разделе Вы можете ознакомиться со статьями о нашей школе в периодической печати и интернете.
Для ознакомления с полным текстом статьи - нажмите на название статьи. Полный текст статьи будет открыт ниже.
Статьи и публикации о школе Шаталова
Аксиома таланта
Как выучить алгебру за пять дней
Когда-то имя Виктора Шаталова гремело на всю страну. Его уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Об известном учителе были написаны книги, сняты фильмы... Сегодня Виктора Федоровича, к сожалению, не часто встретишь в Москве...
Обычное офисное здание в центре столицы. Раньше здесь находился какой-то НИИ, сегодня располагаются различные фирмы. Часть помещений приспособили под классы, где Виктор Шаталов проводит свои уроки. На родине педагога — Украине — интерес к его методике в последнее время заметно снизился. У незалежной — свои проблемы и свои педагогические авторитеты, которые продвигают науку с “национальным” уклоном. Шаталов сейчас трудится профессором в Донецком институте социальной педагогики. И хотя ему уже почти восемьдесят лет, он старается регулярно приезжать в Первопрестольную — по-прежнему учить ребят... Впрочем, преодолевать препятствия ему не впервой. Более 50 лет (с тех пор, как впервые опробовал свою методику) Шаталов борется против косности и консерватизма в педагогике.
После окончания пединститута Виктор Федорович начал карьеру учителя физики и математики в родном Донецке. И пошел резко вверх — в 26 лет стал директором школы (в которой, между прочим, когда-то сам закончил первый класс). Через несколько лет молодой математик задумался: почему ребята буквально “вымучивают” алгебру, физику, химию? И пришел к выводу: дело не в тупоумии учеников, а в несовершенстве методики. Школьникам год за годом вдалбливают в головы сложнейшие правила и формулы и при этом совершенно не учат логически мыслить. А без этого познать науку невозможно...
Шаталов по-новому подошел к принципу изложения материала. Он брал самый замысловатый раздел учебника и начинал объяснение именно с него. И вокруг этого центра строил все остальное преподавание.
— Вы должны запомнить одно: сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам, — объяснял Виктор Федорович ученикам одну из главных тем в геометрии. — Остальное следует из этого: теорема пересечения высот треугольника, три правила его равенства и подобия, свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра. Смотрите: зная один угол и длину двух сторон или два угла и одну сторону, легко нарисовать любой треугольник.
И тут же демонстрировал пример на доске. Давать сложное через простое, опираться не на зубрежку, а на понимание — вот основа принципа Шаталова.
Виктор Федорович сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать общее объяснение, то кусочки легко встанут на свои места и мозаика сложится. Необучаемых детей не бывает, уверяет Шаталов, бывают непрофессиональные педагоги.
Свои принципы преподавания Шаталов опробовал на самых безнадежных двоечниках. Рассуждал примерно так: “Отличников легко учить, они сами тянутся к знаниям. Сложнее заинтересовать ребят, на которых давно махнули рукой”. И у него получилось: успеваемость в “подопытных” классах резко пошла вверх, ребята легко усваивали то, что им безуспешно пытались вдолбить в головы в течение нескольких лет. Но новации молодого учителя далеко не всем пришлись по душе: чиновники от образования отнеслись к ним настороженно. Им проще и привычнее было идти по проторенному пути. Маститые педагоги тоже не восторгались методом Шаталова: он слишком отличался от того, чем они кормились много лет. Но главными недругами талантливого новатора стали... обычные школьные учителя. Когда он просил класс для эксперимента, многие отвечали отказом. “Шаталов научит моих ребят за месяц, — разоткровенничалась как-то умудренная опытом педагогиня, — а что мне с ними потом делать, в течение оставшегося года? За что мне зарплату платить будут?”
Зато сами школьники и родители быстро убедились, что заниматься у Шаталова намного легче и интереснее, чем по обычным школьным программам. Вместо “двоек” у ребят появились “четверки” и “пятерки”, исчезли прогулы. Бывшие двоечники стали отличниками и сделали в жизни успешную карьеру. Среди воспитанников педагога — 62 кандидата и 12 докторов наук.
Авторские права на все материалы на этой странице принадлежат Школе Шаталова. Эти материалы передаются в общественное достояние и могут использоваться без каких-либо ограничений (в том числе в прессе и на телевидении)